Ученые КФУ выявили возможность использования наноглины в медицине

Ученые лаборатории «Бионанотехнологии» Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета совместно с коллегами из Института инженерии процессов Китайской академии наук, Института клеточной терапии и иммунологии общества Фраунгофера (Германия) и Университета Ноттингем Трент (Великобритания) обнаружили, что наноматериалы природного происхождения (наноглины галлуазит и каолин) менее токсичны для клеток млекопитающих по сравнению с синтетическими углеродными наноматериалами, и поэтому могут найти более широкое применение в медицине.

«Работа»: https://www.sciencedirect.com/…13172100065X выполнена в рамках проекта «Разработка наноразмерных биоматериалов на основе пептидов для фотодинамической терапии опухолей», поддержанного грантом Российского фонда фундаментальных исследований, совместно с организациями-участниками рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Различные по форме и химическому составу наноматериалы рассматриваются в качестве современных носителей для лекарственных средств, а также как основа для создания композитных материалов, например, искусственных тканей человека. Однако любое применение нового материала в медицине требует тщательного и всестороннего изучения механизмов его взаимодействия с клетками человека, а также доказательств его безвредности для человеческого организма. Одним из нерешенных остается вопрос о том, какую роль в токсичности наноразмерных частиц играет их форма.

Сотрудниками лаборатории «Бионанотехнологии» под руководством главного научного сотрудника Равиля Фахруллина была проведена научно-исследовательская работа на тему: «Сравнительная цитотоксичность каолинита, галлуазита, многослойных углеродных нанотрубок и оксида графена». Так, ученые сравнили токсичность глинистых и углеродных материалов различной формы (нанотрубок и нанопластин) для модельных клеток аденокарциномы легкого человека. Все исследованные материалы (галлуазит, каолин, графен и многостенные углеродные нанотрубки) потенциально могут найти применение в современной медицине.

КФУ