Редактирование оснований помогло в лечении синдрома преждевременнного старения

Исследователи из США с помощью метода генетического редактирования смогли значительно продлить срок жизни мышей с генетической вариацией, ассоциированной с прогерией – редким наследственным заболеванием, вызывающем у детей резкое преждевременное старение. Статья исследователей опубликована в журнале Nature.

Прогерия, или синдром Хатчинсона — Гилфорда, вызывается мутацией в гене LMNA (кодирующем белок ламин А), при которой азотистое основание С заменяется на T. Это приводит к усиленной выработке прогерина – более «короткой» версии ламина A – который и вызывает ускоренное старение.

Прогерия – редкая болезнь: она диагностируется у одного из четырех миллионов детей в возрасте до двух лет. Практически у каждого из подверженных синдрому в детском и подростковом возрасте начиная с года возникают проблемы со здоровьем, характерные для пожилого возраста: замедление роста, развитие сердечно-сосудистых заболеваний, потеря волос, слуха и подкожного жира, а также загрубление кожи. Такие дети обычно умирают в возрасте от 14 до 15 лет – обычно от атеросклероза или сердечного приступа.

В ноябре 2020 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США одобрило использование лонафарниба – первого препарата против прогерии. Однако он лишь на некоторое время продлевает жизнь пациента.

Исследователи из Национального научно-исследовательского институт генома человека Национальных институтов здоровья США, Института Броудов и Университета Вандербильта решили изучить, как методика редактирования генома, известная как редактирование оснований – при которой «буквы» ДНК меняются без повреждения последней – повлияет на мышей со сходными с прогерией симптомами.

Для начала ученые протестировали метод на полученных от пациентов с прогерией тканях – он исправил мутацию в 90% клеток. Затем исследователи внутривенно ввели четырнадцатидневным мышатам с вызывающей синдром мутацией смесь из редактирующих белков и доставляющих их синтетических лентивирусов. Генетическому редактору удалось восстановить правильную последовательность гена LMNA в значительном числе органов – в том числе сердце и аорте. В последней отредактированные клетки смогли даже полностью заместить несущих мутацию. Как результат, продолжительность жизни мышей возросла почта в два раза, с семи месяцев до полутора лет – при том, что средний возраст использованных в исследовании мышей составляет два года.

«В конечном счете, нашей целью будет разработка этого (метода лечения – Indicator.Ru) для людей, однако остается еще ряд первостепенных проблем, который надо решить на модельных системах», – признал один из исследователей, доцент факультета сердечно-сосудистых заболеваний Медицинского центра Университета Вандербильта Джонатан Браун.