Открытие может привести к созданию вакцины против герпеса

Ученые обнаружили новые важные детали в работе механизма инфицирования вируса простого герпеса. Теперь, разобравшись в том, как вирус заражает здоровые клетки и размножается, ученые смогут, наконец, создать долгожданную вакцину. Герпесом первого типа, по оценкам ВОЗ, заражено 2/3 жителей планеты.

Вирус простого герпеса первого типа вызывает лихорадку на губе, а также может провоцировать генитальный герпес. По оценкам ВОЗ, 67% населения мира в возрасте до 50 лет инфицированы ВПГ-1. Помимо постоянных рецидивов и изнуряющих симптомов, вирус простого герпеса может провоцировать редкие, но тяжелые осложнения, включая слепоту и воспаление мозга, а также ассоциирован с повышенными рисками развития деменции.

Известно, что ВПГ-1 распространяется, захватывая молекулярные механизмы инфицированных клеток человека. Для репликации вируса необходимы белки. Например, киназы прикрепляют небольшую метку к белку, который они контролируют, а фосфатазы, наоборот, ее удаляют. Чтобы перепрограммировать метаболизм клетки, вирусы часто захватывают эти белки. В настоящее время намного больше известно о захвате киназ, чем фосфатаз, поэтому ученые решили изучить механизмы последних, пишет Phys.org.

Оказалось, что важную роль в распространении вируса играет белок pUL21, который связывает фосфатазы и другие белки клеток хозяина. Затем ученые решили выяснить, что наделяет pUL21 такими универсальными свойствами, позволяющими захватывать сразу несколько разных белков. Эксперименты показали, что причина в форме, которая напоминает гибкую и жесткую струну: одним концом pUL21 связывается с фосфатазой, а вторым с другим белком, соединяя этих. В результате фосфатаза начинает управлять этим вторым белком, поддерживая производство вирусных копий, объясняют ученые.

Это открытие — важный шаг к разработке эффективной вакцины.

«Понимая, как вирусные белки взаимодействуют с белками клеток хозяина, можно создать вакцины и лекарства против герпеса», — заключили авторы.