Открыта новая мишень для разработки вакцины от рака

За последние десять лет ученые начали разрабатывать экспериментальные вакцины, стимулирующие иммунную систему пациента разрушать раковую опухоль. Пока что ни одна из них не была одобрена органами санитарного надзора, но некоторые показывают хорошие результаты в клинических испытаниях. Специалисты MIT обнаружили, что вакцинация против определенных раковых белков может усиливать реакцию Т-клеток и сокращает объем опухоли у мышей.

Когда клетки начинают превращаться в раковые, они производят мутировавшие белки, не свойственные здоровым. Эти так называемые неоантигены могут сигнализировать иммунной системе, что что-то идет не так, и Т-клетки начинают разрушать раковые клетки. Однако постепенно Т-клетки становятся подвержены «утомлению», которое возникает, когда опухоль создает иммунносупрессивную среду, которая нейтрализует Т-клетки.

Ученые надеются, что вакцина сможет омолодить эти Т-клетки и помочь им дальше атаковать рак. Предыдущие исследования показали, что из сотен неоантигенов в большинстве опухолей только небольшое число провоцирует реакцию Т-клеток, пишет MIT News.

Специалисты из MIT помогли понять, почему это так. На модели мышей с раком легких они показали, что когда Т-клетки появляются, подмножества Т-клеток, нацеленных на разные раковые белки, вступают в соперничество между собой. Это приводит к появлению доминантной популяции Т-клеток. И даже после того, как Т-клетки становятся утомленными, они продолжают подавлять конкурентов.

Однако, как выяснили ученые, если вакцинировать мышей одним из неоантигенов, подавленные Т-клетки можно омолодить, придав им новые силы для борьбы с раком. В таком случае размеры опухоли у грызунов сокращаются в среднем на 27%.

После вакцинации популяция Т-клеток пополняется тем типом, который способен заново стимулировать отклик иммунной системы, то есть обеспечивать долгосрочный контроль опухоли.