Открыт препарат, одна доза которого убивает все резистентные бактерии

В результате одной из самых удачных для человечества случайностей Александр Флеминг получил первый антибиотик пенициллин. Другое непреднамеренное открытие в этой области сделали ученые из США — они случайно обнаружили потенциально прорывной препарат, который способен стать альтернативным оружием в борьбе с устойчивым к антибиотикам бактериальным инфекциям. Первые тесты показали его невероятную эффективность и безопасность для остальных клеток организма.

Как и в случае с Флемингом, на столе у ученых из Медицинского центра Джонса Хопкинса оказались бактерии золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus), правда, на этот раз его метициллинрезистентная разновидность (MRSA). Этот опасный для жизни штамм проявляет устойчивость к воздействию метициллина, синтетической разновидности пенициллина.

Изначально ученые собирались исследовать механизмы кожных инфекций MRSA на моделях мышей со способностью вырабатывать интерлейкин 1, бета (IL-1β) и без нее, пишет EurekAlert. Этот белок, превращаясь в активную форму с помощью фермента каспазы, повышает защитный иммунитет, помогая иммунным клеткам нейтрофилам, моноцитам и макрофагам бороться с бактериальными инфекциями.

«Мы дали мышам блокатор всех каспаз, соединение Q-VD-OPH, думая, что оно сделает обе группы мышей более уязвимыми к инфекции MRSA, — сказал профессор Ллойд Миллер, руководитель научной команды. — К нашему удивлению, это произвело обратный эффект, приведший к быстрой и поразительной очистке от бактерий MRSA, с сохранением живых иммунных клеток и усилением их защитных функций».

Поняв, что перед ними, возможно, оружие для борьбы с супербактериями, Миллер и его коллеги провели исследования, чтобы убедиться, что их неожиданная находка — не ошибка. Результаты оказались многообещающими: единственная оральная доза Q-VD-OPH сократила количество поражений кожи и очистила организм животных от бактерии MRSA. При этом лечение работало вне зависимости от присутствия интерлейкина 1, бета и безо всяких антибиотиков.

Как поняли исследователи, каспаза снижает апоптоз — один из трех основных способов удаления ненужных организму поврежденных клеток — нейтрофилов и моноцитов, оставляя их в достаточном количестве, чтобы они могли сопротивляться бактериям MRSA.

«Это как пожарная часть, где старые пожарные машины продолжают бороться с огнем, потому что в противном случае их спишут», — пояснил Миллер.