Эволюция — религия новейшего времени

Автор: AgentCoop. Эволюция претендует на научное объяснение возникновения жизни на Земле, в тоже время в ее основе лежит догматический подход, который по доказательной базе ставит ее на один уровень с религией.

Истоки религий

Человек всегда старается получить ответ на интересующий его вопрос. Это стремление квинтэссенция любого разумного существа: сформулировать вопрос и найти на него ответ. Без этой базовой характеристики невозможно существование разумного существа как такового в принципе. Постановка вопроса и непротиворечивый ответ на него — вот основное условие развития.

Непротиворечивые ответы становятся базисом для ответов на следующие вопросы, что в конечном итоге ведет к накоплению знаний. На похожем принципе основывается математика, в которой доказанные гипотезы становятся теоремами — своеобразным базисом для доказательства других гипотез, что в целом ведет к развитию того или иного математического аппарата.

Вопрос происхождения жизни и происхождения самого человека возник вместе с возникновением человека как разумного существа, давая в разные исторические периоды ответы на него в меру понимания окружающего мира и законов по которым он управляется.

Поэтому вопросы о своем происхождении человек задавал и задавал не один раз. Но здесь есть определенная проблема. Сам процесс мышления «не бесплатный»: человеческий мозг потребляет — в том числе и на мыслительные процессы — до 20 Ватт, что составляет от 20% всего потребления энергии человеческим организмом. А чем чреваты вопросы на которые невозможно — по ряду причин — дать ответы? Вероятнее всего энергетическим истощением. Оно, возможно, и грозило бы организму, если бы не один из его защитных механизмов: принимать наиболее правдоподобный ответ.

Критерии правдоподобности могут быть разные, но зачастую они сводится к тому, что принимается точка зрения наиболее авторитетного и весомого в обществе человека: «он говорит умные вещи, так что, скорее всего, он прав». После того как ответ на вопрос получен, мозг «зашивает» его в памяти. В случае если этот же вопрос возникнет снова — ответ на него уже будет готов. Так мозг экономит свои энергоресурсы не ища один и тот же ответ на вопрос по нескольку раз. Обратная сторона такой энергоэффективности — это «косность мышления». Когда приводимые аргументы не действует и человек придерживается тех ответов, которые его сознание когда-то посчитало для себя правдоподобными. В свою очередь по этой же причине, господствующая точка зрения в обществе будет оказывать сильнейшее давление на любые другие научные или философские учения, опровергающие существующее трактование мироустройства: будь-то религиозное или эволюционное создание мира.

С этой позиции можно объяснить возникновение многих религий мира: появился авторитетный человек (апостол, пророк) и дал ответы на вопросы о происхождении мира. А так как вопрос о возникновении мира — это фундаментальный вопрос для всего человечества, ответ на него породил целые учения с их последователями и противниками.

Рождение новой религии

Роберт Гук в 1665 году с помощью своего микроскопа делает открытие клетки. Еще ранее вместе с развитием астрономических методов наблюдений польский ученый Николай Коперник (1473 — 1543 г.) разрабатывает гелиоцентрическую модель мира. Джордано Бруно (1448 — 1600 г.), философ и приверженец гелиоцентрической модели, за свои взгляды был объявлен католической церковью еретиком и сожжен на городской площади (обратная сторона энергоэффективности работы мозга в действии).

Очевидно, что с развитием инструментальных методов изучения окружающего мира а также по мере накопления знаний — старые учения, дающие ответы на извечный вопрос, стали подвергаться сомнению. Кто-то за свои попытки подорвать это учение лишался свой жизни как Джордано Бруно, а кто-то — по мере развития человечества — получал всемирное признание. Таким человеком в 1859 году стал Чарльз Дарвин, опубликовавший свою работу «Происхождение видов», которая заложила основу эволюционной биологии — нового альтернативного учения, объясняющего происхождение жизни и человека.

Фундаментальная сила

В эволюции есть одна сила, чье существования в этом учении является догмой и по своим свойствам она мало чем отличается от силы, которой обладает Бог в традиционных религиях: вездесущность и всемогущество.

Когда Дарвин готовил свою научную работу к публикации, он и другие ученые его времени не знали всей сложности молекулярных процессов, происходящих в клетках живых организмах. Понимание этого стало приходить уже в следующем столетии.

Вот несколько примеров чудес клеточной молекулярной инженерии:

Кинезин. Шагающий белок, чьей задачей является транспортировка необходимых компонентов от центра клетки к ее периферии. У этого белка есть две специальные «ноги» с помощью которых он передвигается по микротрубочкам.

Рибосома. Клеточная фабрика по сборке белка, считывающий информацию о белке для синтеза с помощью матричной РНК (своеобразная лента с закодированными инструкциями для синтеза).

Митохондрия. Клеточная органелла, один из белковых комплексов которой, по сути, является молекулярной турбиной, использующий для своего вращения напор протонов.

Вместе с пониманием сложности устройства клетки появились и логические вопросы о природе происхождения всех этих механизмов. Сторонники эволюционной биологии не стали ничего выдумывать и перенесли эволюцию естественного отбора в живой природе на молекулярный уровень. Так появилась «химическая эволюция» и мир РНК. То есть эволюция в понимании эволюционистов — это сила, которая действует как на макро- так и на микроуровне, обладая свойством вездесущности подобно одной из фундаментальных сил как гравитация. Впрочем, существование гравитации не подвергается сомнению, ее воздействие мы можем ощущать на личном опыте.

Помимо вездесущности сила эволюции обладает и таким свойством как всемогущество. Последователи эволюционной биологии объясняют ею не только возникновение сложнейших клеточных молекулярных машин, клеток и многоклеточных организмов, но и возникновение разума в целом.

Нужно понимать, что разум не имеет материальной формы. Материален его носитель — человеческий мозг.

Можно провести такой мысленный эксперимент. Допустим у нас есть генератор случайной двоичной последовательности и компьютер, который интерпретирует эту последовательность в набор команд для выполнения. Нам нужно получить программу — операционную систему — которую мы загрузим на нашем компьютере для выполнения каких-либо других программ. К слову, отдельные дистрибутивы Linux можно уместить на 3.5 дюймовой дискете емкостью 1.44 MB, которые были в ходу до конца 90-ых годов прошлого столетия. Но мы упростим эксперимент, представив что наша ОС размером всего 100 байт.

Нетрудно посчитать число возможны комбинаций для этой случайной двоичной последовательности: 2800 = 6.66801443×10240. Для понимания насколько огромно это число, оценочное число атомов во Вселенной 1080. Из этого огромного количества экземпляров программ нам нужен лишь только один. Изменение всего лишь одного бита с 1 в 0 может превратить гипотетическую команду MOV EAX, ECX в JMP EAX, что кардинальным образом нарушит логику работы программы и вместо присвоения регистру EAX значения регистра ECX, поток выполнение программы прервется и перейдет в другое случайное место, превратив работоспособную ОС в нечто неработающее.

Сторонники эволюции, догадываясь к чему идет речь, могли бы возразить: «ерунда, это все ровно не исключает возможность случайного возникновения нужной программы». И будут правы. Каким бы огромным не казалось число возможных комбинаций, вероятность возникновения нужной двоичной последовательности не равна нулю. С той поправкой, что компьютеру на самом деле все ровно какую случайную последовательность исполнять. Любая двоичная последовательность, загруженная в память компьютера, будет интерпретироваться им как некая программа, которая будет исполняться. Так что даже если на выходе случайного генератора мы получим нужную программу с целевыми характеристиками — должен существовать Оракул, который даст ей оценку и загрузит ее (или отбросит как неподходящую) в компьютерную память. Либо этот же Оракул создаст эту программу сам, без участия случайного генератора с помощью целенаправленного подхода.

Человеческий разум есть ни что не иное как программа для компьютера в нашем мысленном эксперименте. И нужно понимать, что речь идет не о «программах» в тех отделах головного мозга, которые, скажем, отвечают за зрение или координацию движения — ровно то, что есть у всех организмов с развитой центральной нервной системой. Речь именно о той программе, которая позволяет человеку мыслить и воспринимать себя как личность.

Ее образование в ходе эволюции не возможно по той причине, что не существует факторов отбора, которые могли бы привести к ее возникновению. Если развитие отделов мозга, отвечающих за зрение или обоняние еще можно как-нибудь объяснить естественным отбором и влиянием окружающей среды, то в случае с самосознанием нет. Оно просто появилось. И, судя по внезапному появлению наскальной живописи ~45 тысяч лет назад, появилось таким же образом: внезапно.

evolyuciya1.png

Здесь нужно сделать небольшое уточнение: наскальная живопись — это свидетельство того, что умственные способности доисторического человека достигли возможностей современного. Неандертальцы, появившиеся около 300 тысяч лет назад (а по некоторым данным и все 800), никакой наскальной живописи после себя не оставили, даже несмотря на то, что размер их мозга был больше размера мозга современного человека (компьютер есть, но нет программы). К слову, по странному стечению обстоятельств, они исчезли примерно в то же время, когда стали появляться первые наскальные изображения.

evolyuciya2.png

Получается, что эволюция объясняет происхождения жизни и человека всемогущественной и вездесущей силой, создавшей сложнейшие молекулярные машины, организмы и, в конце концов, нематериальный разум, который позволяет человек осознавать себя личностью, учится и создавать новое. Так сильно ли эволюционная биология — при более детальном рассмотрении — отличается от религиозного учения о сотворении мира?