Эффект бабочки в развитии способностей ребенка от рождения до 7 лет к естественным наукам

Автор: Мария Ибрагимова. Мы с мужем оба не чужды педагогике. Я много лет учила детей в Эколого-биологическом центре Аничкова дворца, муж — студентов в Политехе. И поскольку обстоятельства сподобили выращивать еще и общего ребенка, то не обошлось без дискуссии, как это делать. На том, что дитё надо обучить мыслить научно, мы сходились полностью. Однако дальше начинались разногласия.

Муж предлагал подождать, пока оно само вырастет и начнет задавать интересные вопросы. Ибо по началу с маленьким кусочком мяса скучно и общих тем для разговора нет. И вообще, как можно обучать математике или биологии нечленораздельно говорящее существо, которое в ответ на объяснения теоремы Байеса/цикла Кребса пузыри из слюней пускает? Но я думаю, что по счастью, все не так уныло и бесполезно, как кажется. Попробую объяснить, почему.

Начнем с влияния генетики и среды в развитие человека (или что будет, если отойти и подождать, пока само созреет). Считается, что генетика определяет конечный результат на 40–60%. Старт уже не очень хороший, не так ли? Однако все даже еще хуже. Ни один из детей-маугли, которые были выращены волками, обезьянами, крупным рогатым скотом и прочим зверьем с самого рождения, не смог осмысленно общаться с людьми, если даже возвращался в человеческое общество. Так что практика показывает, что даже 40–60% полагающихся генетикой процентов могут превратиться в прах. Подождать в сторонке, пока ребеночек сам поумнеет, не получится.

Кроме того, нет такого возраста, в котором дети внезапно начинают интересоваться наукой. Кто-то начинает, кто-то не начинает. Педагог, если ему совесть позволяет, может просто взять и рассортировать детей на годных (и начать холить их и лелеять) и не годных (и игнорировать в классе, не взять в кружок, отчислить из Политеха). У родителя такой роскоши нет. Киндер-сюрприз, ничего не поделаешь. Самая дорогая покупка в нашей жизни обмену и возврату не подлежит.

Поэтому перед нами, родителями, встает интересный вопрос — так что же мы можем сделать, чтобы ребенок достиг своего максимума? И когда начинать?

Начинать надо с самого начала.

Когда человек только рождается, его мозг в среднем весит четверть от мозга взрослого. Но это невероятно быстро компенсируется: к трем годам размер мозга составляет уже 80% от взрослого. К пяти годам — 90%. Каждую секунду создается не менее одного миллиона новых нейронных связей (синапсов) – больше, чем когда-либо в любой другой период жизни. В том числе формируются связи, необходимые для многих важных способностей более высокого уровня. Или не формируются. А потом сформировать их намного сложнее, если вообще возможно (читать статью про мозг полностью).

Нам интересна первая ситуация, где связи формируются, не так ли? По счастью, как этого добиться, известно: новые синапсы образуются в момент получения нового опыта. Хотя повторять старый опыт тоже полезно, если хочется его сохранить: примерно с семи лет невостребованные связи начинают разрушаться.

И в этом месте мы подходим к самому интересному.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 1 (1 vote)
Источник(и):

Хабр