Умная акустическая ткань собирает космическую пыль на МКС

Финансируемое армией США интеллектуальное волокно сейчас проходит испытания на Международной космической станции. Его можно использовать для создания телескопов и скафандров нового поколения.

Исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) разработали акустическую ткань, настолько чувствительную к вибрациям, что она может обнаруживать удары микроскопических космических частиц с высокой скоростью и точностью. На Земле эти ткани пригодятся для обнаружения взрывов и в будущем будут действовать как чувствительные микрофоны для направленного обнаружения выстрелов.

Тканевая система содержит термически вытянутые чувствительные к вибрации волокна, способные преобразовывать энергию механической вибрации в электрическую. Когда микрометеороиды или космический мусор ударяются о ткань, она вибрирует, и акустическое волокно генерирует электрический сигнал.

Акустическое волокно разработано в рамках проектов, направленных на создание волокон и тканей нового поколения для солдатской униформы и боевого снаряжения, которые могут определять различные физиологические параметры. Например, частоту сердечных сокращений и дыхание, а также внешние звуки — выстрелы и взрывы.

«Традиционные телескопы используют свет для изучения далеких объектов; эта ткань использует анализ космической пыли, чтобы узнать о космосе», — объясняет доктор наук Йоэль Финк, профессор материаловедения и электротехники Массачусетского технологического института. — Оказалось, наша разработка может решать задачи, выходящие далеко за рамки того, что мы изначально представляли».

В будущем ученые планируют применить ткань для создания скафандров нового поколения. Интеллектуальные ткани могут помочь космонавтам чувствовать осязание через герметичные костюмы.

Сейчас ткань размером 10 на 10 см проходит испытания на Международной космической станции, где образец был установлен на внешней стене и подвергается суровым условиям космоса.