Ученые в шаге от создания терапии, полностью излечивающей от ВИЧ

Сложность искоренения ВИЧ в том, что в спячке он недосягаем для лекарственных препаратов. Перебрав более 30 тысяч вариантов, исследователи из США подобрали правильную молекулу-антибиотик, которая помогает выманить наружу и уничтожить вирус, при этом ее концентрация не так высока, чтобы представлять угрозу для организма человека.

Препарат пока не готов для клинических испытаний, ему нужна доработка, но появление терапии, полностью излечивающей от ВИЧ, становится все ближе.

С момента появления этой загадочной болезни, вызвавшей пандемию СПИДа в 1980-х, исследователи искали способны перехитрить ВИЧ. Теперь, благодаря антиретровирусной терапии, пациенты с ВИЧ могут вести относительно нормальную жизнь, если каждый день принимают лекарства. Но если прием медикаментов прекращается, вирус снова возвращается.

Проблема в том, что ВИЧ может прятаться внутри генома человека, пребывая в спячке, но готовый в любой момент пробудиться. По этой причине избавиться от вируса можно, разбудив его и уничтожив до того, как у него появится шанс снова проникнуть в клетки организма. Такую стратегию называют «shock and kill».

Ученые из Университета Мичигана искали способ уничтожения ВИЧ, воздействуя на него белком Nef. Еще в 1998 они открыли, что ВИЧ использует Nef для того, чтобы спрятаться от иммунной системы, нейтрализовав функцию белка MHC-I на поверхности клетки, которая сообщает иммунной системе, что заражение произошло и требуется вмешательство, пишет EurekAlert.

Проверив примерно 30 000 молекул, которые могли бы ингибировать действие Nef, они обнаружили подходящий класс молекул-антибиотиков. Их широко используют в лабораторных экспериментах, но они считаются токсичными и опасными для организма. Однако, ученые выяснили, что одна из молекул этого класса, конканамицин А, подавляет Nef в намного меньшей концентрации, чем остальные.

Пока молекула не готова к тому, чтобы стать лекарственным препаратом от ВИЧ. Необходимо провести дальнейшие исследования и оптимизировать соединение. Но у ученых появилась обоснованная надежда, что им удастся перехитрить ВИЧ, не навредив организму пациента.