Ученые смогли преодолеть резистентность к химиотерапии при помощи малых доз вспомогательного препарата

Международная исследовательская группа, возглавляемая учеными из Университета Квинсленда, обнаружила, что устойчивость к химиотерапии при одном из подтипов рака яичников можно преодолеть, используя низкие дозы препарата, замедляющего рост клеток. Статья об этом опубликована в издании Cancers.

В доклиническом исследовании они обнаружили, что 2-дезокси-D-глюкозу в очень малых дозах можно использовать, чтобы значительно повысить эффективность химиопрепарата карбоплатина, как правило, используемого при терапии карциномы яичников. Данные были получены при лабораторном моделировании лечения на клетках, взятых из образцов тканей пациентов со светлоклеточным раком яичников.

Этот вид злокачественной опухоли связан с плохим прогнозом и резистентностью к химиотерапии. Такая карцинома из-за быстрого развития и агрессивности вкупе со стертой картиной симптомов часто выявляется только на последних стадиях. Однако даже при обнаружении на ранних стадиях и своевременном начале терапии только около половины пациенток показывают пятилетнюю выживаемость после постановки диагноза. При запоздалом выявлении это удается менее чем пяти процентам.

rezistentnost1.pngСлева — рост двух культур раковых клеток без обработки (контроль), обработанных только 2-дезокси-D-глюкозой, только карбоплатином и комбинацией этих веществ соответственно. Справа — сравнение нормализованной площади колоний клеток / © Khan, Hooper et al., Cancers, 2020

По словам профессора Джона Хупера из Института трансляционных исследований (TRI) в Брисбене, их работа дает обоснование для клинического испытания на людях, которое поможет оценить пользу использования низкой дозы 2-дезокси-D-глюкозы при лечении пациентов с этим типом рака.

«Ключевым выводом нашего исследования стало то, что низкий уровень 2-дезокси-D-глюкозы заметно улучшил эффективность карбоплатина по сравнению с доклиническими моделями этого рака яичника, — говорит профессор. — Раньше этот препарат был опробован для других форм рака, но мы смогли использовать в 10 раз меньшую дозу, чем сообщалось ранее, так что он безопаснее для пациентов и с меньшей вероятностью вызывает побочные эффекты».

Команда надеется начать испытания комбинированного лечения пациентов в течение следующих 12 месяцев. Стало известно, что ученым удалось получить грант от Национальной организации клинических испытаний гинекологического рака в Австралии и Новой Зеландии — ANZGOG. Он будет использован для клинических тестов и исследования перспектив такого метода лечения.