Ученые нашли закономерности поражения тяжелой формой COVID-19

Сначала ученые выяснили, чем определяются более высокие генетические риски тяжело протекающей инфекции, а затем идентифицировали специфические для этих генов препараты. Оба открытия очень важны для снижения тяжелых осложнений и смертности от COVID-19.

Исследователи из Эдинбургского университета изучили ДНК 2700 пациентов, проходивших лечение COVID-19 в отделении интенсивной терапии и сравнили их генетические данные со здоровыми людьми. Ключевые различия они идентифицировали в пяти генах — IFNAR2, TYK2, OAS1, DPP9 и CCR2.

Этот набор генов участвует в противовирусной защите и воспалении легких. Результаты частично объясняют, почему некоторые люди болеют COVID-19 более тяжело, сделали вывод авторы.

Выделив гены повышенного риска, они также смогли подобрать для них специфическое лечение, поскольку некоторые генетические варианты особым образом реагировали на препараты, пишет The Guardian.

Например, они показали, что снижение активности TYK2 защищает от COVID-19. Этот эффект оказывают ингибиторы JAK — класс противовоспалительных препаратов, включая препарат от ревматоидного артрита барицитиниб. В комбинации с широко применяемым ремдесивиром он показал эффективность в ускорении выздоровления. Ученые также обнаружили, что усиление активности гена INFAR2 тоже создает защиту, поскольку, вероятно, лечение имитирует эффект терапии интерфероном. Однако в этом случае для достижения эффекта лечение должно начинаться на ранней стадии, уточняют ученые.

Результаты двух работ представляют собой дорожную карту для поиска лекарств против конкретных мишеней, а также указывают на главных кандидатов, которые должны быть незамедлительно протестированы в будущих клинических исследованиях. Эти препараты могут спасти жизни десяткам тысяч пациентов, которые поступают в реанимацию, заключили исследователи.