Ученые надеются победить инфекции после обнаружения феномена бактериального шпионажа

Ученые Тартуского университета надеются создать решение для хронических инфекций, которые не поддаются лечению антибиотиками, пишет eurekalert.org со ссылкой на Scientific Reports. Старший научный сотрудник в области молекулярной микробиологии Арви Йоерс пишет о способности бактерий замечать изменения в состоянии друг друга и о том, что это открытие означает для медицины.

Жизнь бактерий не легка. Если пищи достаточно, они быстро размножаются. Как только бактерии перестают есть, для них все кончено: их метаболизм замедляется, и они переходят в состояние сна. В таком состоянии бактерии достаточно устойчивы к условиям окружающей среды и могут пережить трудные времена. В этом они похожи на медведя в спячке – в ожидании лучших времен расходуют минимум энергии.

Когда еды снова станет достаточно, все бактерии проснутся и начнут быстро размножаться. Если пищи будет недостаточно или она будет не лучшего качества, бактерии могут быть более нерешительными. Логично задаться вопросом: стоит ли оставлять безопасное состояние ради такой плохой еды? Может быть, здесь есть какая-то хитрость? Естественно, бактерии не следуют этой линии мысли. Вместо этого они разработали механизмы в ходе эволюции, которые предлагают решения таких дилемм.

Одним из особых признаков того, что среда достаточно хороша для роста и размножения бактерий, является рост других бактерий. Ученые Тартуского университета обнаружили, что спящие бактерии могут узнать о росте других бактерий, следя за ними.

А именно, когда бактерии растут, они выводят материал из клеточных стенок в окружающую среду. Клеточная стенка представляет собой довольно жесткую структуру, которая окружает каждую бактериальную клетку и защищает ее от внешней среды. Чтобы бактерия стала больше, клеточная стенка должна стать более мягкой и податливой. В результате подобных изменений часть материала клеточной стенки попадает в окружающую среду, посылая спящим бактериям сообщение о том, что условия улучшились, и у других есть достаточно пищи для роста.

Как только спящие бактерии идентифицируют материал, происходящий из клеточных стенок других бактерий в окружающей среде, они быстро и в большом количестве просыпаются, чтобы получить свою долю поступивших питательных веществ.

Спящие бактерии, не желающие просыпаться, представляют серьезную проблему в медицине. Известно, что антибиотики, прежде всего, убивают активно растущие бактерии и не могут воздействовать на спящие бактериальные клетки. Таким образом, спящие бактерии могут пережить курс антибиотиков в организме человека и снова начать расти, когда человек завершит лечение. Эти клетки называются персистентными, и они могут вызывать хронические инфекции, которые не поддаются лечению антибиотиками.

Если бы ученые теперь могли использовать это новое знание, чтобы обмануть спящие бактерий и заставить их проснуться с помощью какого-либо вещества, похожего на клеточную стенку, появился бы шанс уничтожить их антибиотиками с первой попытки. Это позволило бы лечить бактериальные инфекции одним курсом лечения.