Победа в конкурсе Startup Village поможет команде Biosmart выходить на рынки США и Сингапура

-->

«Думаю, победа в конкурсе запомнится надолго. Буду рассказывать дочкам, что, когда они родились, я выиграл крупный международный конкурс инноваций».

Так говорит радиоинженер-электронщик из Екатеринбурга Александр Дремин. Его проект — биометрический сканер рисунка вен ладони BioSmart Combo — жюри Startup Village Livestream’20 признало лучшим в IT-треке. Чего жюри не могло знать, так это того, что за две недели до финала у Александра родились дочери-двойняшки — Валерия и Вероника.

«Для меня эти процессы шли параллельно: участие в конкурсе переплеталось с домашними заботами и помощью супруге, — вспоминает победитель. — Можно сказать, победа в конкурсе стала моим подарком семье. В финале, когда победителей объявляли в прямом эфире, я находился с детьми в поликлинике при роддоме, куда мы привезли малышек на обследование. Интернет там был не очень, но мне предоставили укромное местечко. Когда узнал про выигрыш, очень обрадовался, вышел — супруга говорит: «Принимай детей, поехали домой». Так что технологии технологиями, но, когда профессиональные победы переплетаются с какими-то важными событиями в личной, семейной жизни, — это классно».

Классно и то, какие неожиданные возможности открыло проведение Startup Village в онлайн-формате перед участниками конференции. Вероятно, эти возможности в полной мере еще только предстоит осознать. Как, впрочем, и возможности той технологии, что команда BioSmart представила на конкурсе.

Технология

Екатеринбургская компания Biosmart работает в области биометрии с 2006 года. Ее конек – оригинальная разработка идентификации по рисунку вен ладони. На конкурсе в «Сколково» генеральный директор компании Александр Дремин продемонстрировал новейшее устройство третьего поколения, которое не просто способно с высокой точностью считывать уникальный для каждого человека рисунок вен ладони, но и делать это бесконтактно и даже сквозь медицинскую перчатку, что повышает актуальность разработки в условиях пандемии.

Сама технология идентификации по венам ладони была разработана и запатентована в 1987 году американским ученым Джозефом Райсом. Метод базируется на принципе считывания отраженного от человеческой ладони излучения в инфракрасном спектре. Восстановленный гемоглобин крови поглощает инфракрасное излучение, поэтому от венозных сосудов ладони отражается излучение меньшей интенсивности. Так формируется уникальный рисунок, который обрабатывается математическим алгоритмом и записывается в шаблон.

В биометрии, поясняет Александр, сохраняется не оригинальный рисунок, а математическая модель, дескриптор  – будь то распознавание лиц, отпечатков пальцев или вен ладони. Обратное преобразование из этого дескриптора физически невозможно — это общепринятый стандарт биометрической отрасли. Даже если злоумышленник получит доступ к базе дескрипторов, он ничего не сможет с ними сделать без дополнительного доступа к персональным данным.

«В нашем сканере мы используем технологию мультиспектрального сканирования: ладонь сканируется в двух ИК-диапазонах, — рассказывает собеседник Sk.ru. — В сканерах третьего поколения мы заменили инфракрасные светодиоды на инфракрасные узкополосные лазеры, что позволило применять для биометрии новейшие разработки в области фотоники и лазерной оптики. Мы разработали оптическую схему, получили первые образцы и увидели, что коэффициент поглощения и проникновения под кожу намного эффективней с применением инфракрасных узкополосных лазеров. Аналоги нашей технологии мне неизвестны, хотя, возможно, кто-то тоже ведет исследования в данном направлении».

Поразительно, что даже в условиях пандемии екатеринбургская компания не сокращала персонал, а нанимала новых специалистов — профессионалов в области лазеров и оптики.

Пандемия коронавируса, считает Александр Дремин, не стала драйвером развития бесконтактной биометрии – начало бума этой технологии он относит к 2018 году, — однако она определенно выдвинула на первый план те компании и команды, которые способны оперативно и гибко реагировать на быстрое изменение внешних условий.

Взять ту же разработку BioSmart Combo. До 2018 года компания Biosmart выпускала считыватели вен руки, в которых ладонь нужно приложить к специальному упору. Устройства широко внедрялись в таких компаниях, как X5 Retail Group, где ими оснащены почти 8 тысяч магазинов. В числе клиентов екатеринбургской компании — рестораны McDonalds, Burger King, компании госсектора.

Бесконтактные способы биометрии компания исследует уже 8 лет, говорит генеральный директор: «В “Сколково” наш проект так и называется: “Идентификация человека по рисунку вен ладони”. В конце прошлого года мы впервые представили новую разработку на крупном банковском форуме Finopolis. Там как раз обсуждалось применение этих биометрических систем для банковской безопасности, а также возможность внедрения такого рода биометрии по рисунку вен ладони в Единую биометрическую систему».

Дальше события развивались стремительно. В феврале к уральской компании обратилась крупная сеть европейских клиник, с которой компания Biosmart сотрудничала с середины прошлого года по пилотному проекту. Но в феврале, уже в разгар пандемии COVID-19, партнеры попросили предоставить новые образцы и доработать продукцию с тем, чтобы человека можно было идентифицировать в перчатке.

Пока изобретение еще не вышло в серию — это успешно работающий прототип, но компания активно занимается развитием проекта.

«Мы хотим создать решение, позволяющее идентифицировать большие базы данных, — делится планами г-н Дремин. — Так его можно будет использовать не в режиме верификации, а в режиме идентификации «один ко многим» и распознавать до миллиона человек, которые находятся в базе данных, например, той же клиники».

На сегодняшний день не существует какого-то одного идеального метода биометрии. У каждого имеются свои преимущества и свои ограничители.

Ограничителями идентификации по рисунку вен ладони обычно называют высокую стоимость и достаточно громоздкие размеры сканеров. Впрочем, устоявшиеся представления приходится пересматривать.

Точка зрения Александра Дремина: «Идентификация по лицу — это действительно быстрый и удобный способ идентификации человека, однако рисунок вен ладони – куда более секьюрное решение: и точность гораздо выше, и обмануть систему практически невозможно — для этого потребовалось бы изготовить поддельный рисунок кровеносных сосудов и кожный покров, неотличимые от настоящих. Радужка глаза — безусловно, секьюрное решение, но весь вопрос в стоимости. Биометрия по рисунку вен ладони находится в среднем ценовом диапазоне. Low end решения – идентификация по отпечаткам пальцев, а high end — решения, использующие для идентификации радужку. Биометрия по венам — где-то по середине».

Теперь о размерах сканеров. В ответ на предположение Sk.ru о том, что в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать появления смартфонов с интегрированными в них сканерами вен ладони, г-н Дремин заметил: «Могу сказать, что несколько крупных корпораций, — мы сотрудничаем с ними в сфере создания математических алгоритмов распознавания, — уже разрабатывают такие маленькие камеры».

Инженер и его команда

В 1983 году, когда на экраны вышел фильм «Никогда не говори никогда», в котором играющий Бонда Шон Коннери ладонью открывает секретные запоры (первый случай изображения в кино не существовавшей на тот момент технологии), Александру Дремину было 7 лет. Он только пошел в школу, и, конечно же, фильмы с Джеймсом Бондом в СССР не показывали. Впоследствии Александр пересмотрит всю бондиану.

Но прежде, в десятилетнем возрасте, он соберет свой первый персональный компьютер «Радио-86РК» («Радио-86РК» — советский самодельный 8-разрядный персональный компьютер, предназначенный для сборки опытными радиолюбителями; отсюда буквы РК в названии — радиолюбительский компьютер. Описание компьютера впервые было опубликовано в цикле статей в журнале «Радио» № 4–6/1986 г.)

Любовь к электронике Александру привил отец, работавший механиком на оборонном предприятии.

«Потом была целая эпоха персональных домашних компьютеров ZX Spectrum, я их спаял штук шесть, а еще разрабатывал софт на ассемблере. И даже выручил немного денег на своем увлечении: в 90-е годы писал софт для компаний кабельного телевидения. Оптимизировал программы под заказ клиентов, писал небольшие рекламки и даже делал описания по играм; публиковался в журналах. Буквально с десятилетнего возраста моим главным хобби стали электронные устройства и программирование: было здорово сделать классную электронику, написать софт. И еще это потом продать».

В общем, все задатки будущего стартапера налицо. Но прежде, чем создать компанию Biosmart, Александр Дремин окончил радиотехнический факультет Уральского государственного технического университета.

«Мое призвание – радиоинженер, электронщик», — говорит он с гордостью.

Точно такая же гордость звучит в его голосе, когда он рассказывает о коллективе компании: «У нас высокоэффективная команда разработчиков, все местные, все с Урала: 25 программистов и инженеров, а всего в штате более 50 человек. Штаб-квартира расположена в Екатеринбурге – там центр компетенций и разработка; есть офис в Москве, где сосредоточены клиентская техподдержка (почти все пилоты проходят в Москве) и продажи; европейский офис находится в Праге – оттуда ведутся продажи зарубежным потребителям, там же осуществляется доработка под заказ конкретных клиентов. Мы достаточно мобильны, и команда заточена на получение быстрого результата. Увидели новое интересное решение — быстро внедрили: переработали схему, переработали оптику, написали новый софт. Вся наша небольшая команда даже в условиях карантина работает слаженно».

Бренд Biosmart уже достаточно зарекомендовал себя на рынке. Поставки продукции осуществляются в 20 стран. В Европе в числе клиентов Biosmart госпиталь в Праге; подписано соглашение с концерном Skoda по применению бесконтактных технологий для контроля доступа и учета рабочего времени. Достаточно много внедрений в Германии, Болгарии. Сейчас ведется работа с логистическими компаниями; среди крупных партнеров — китайский гигант Alibaba.

«Когда мы вышли на европейский рынок, то думали: все, у нас хороший продукт, классная команда. Но по факту нас там никто не ждал. Мы были настоящим стартапом. Мы настойчиво обзванивали клиентов, рассказывали, чем наша технология лучше, участвовали в мировых выставках в Великобритании, в Германии; ездили в Сингапур на выставку «Интерпол 2019», в Лас-Вегас (США). Так, по крупицам, шаг за шагом формировали клиентскую базу».

Одновременно патентовали свои технологии в Европе и США, оформляли европейский сертификат качества CE. Впереди – получение аналогичных сертификатов в Соединенных Штатах и Сингапуре, на рынки которых собирается выйти компания. Все это недешевые удовольствия — тут-то и пригодятся компании призовые 3 миллиона рублей, которые проект BioSmart Combo выиграл на конкурсе Startup Village Livestream’20.

«Сколково»

В 2012 году компания Biosmart стала резидентом «Сколково».

«Инновационный центр ”Сколково” – не просто раскрученное название, это целая инфраструктура, которая позволяет стартапам развивать разработки, — делится опытом участника Фонда собеседник Sk.ru. — Первое, что могу отметить, — мощная поддержка Центра интеллектуальной собственности. Только благодаря ЦИС ”Сколково” мы смогли запатентовать наше устройство в Европе и США. У нас был российский патент, с ним мы пошли в ЦИС, нам помогли составить международную заявку, выбрать патентных поверенных в Европе и США и запустить весь этот процесс. Кроме того, что немаловажно, — ЦИС помог компенсировать затраты на патентование. Это существенные суммы для стартапа. Второе — “Сколково” предоставляет классную возможность встретиться с первыми лицами организаций — потенциальных заказчиков. Мы участвовали в питчах для Почты России, для компаний ритейла. Это узконаправленные встречи, на которых можно рассказать о своих интересных разработках. Отношение к резидентам “Сколково”  – неизменно серьезное. От резидентов заранее ожидают достойных решений. После таких встреч мы получали реальную отдача: нам звонили из компаний, предлагали пилоты. Многие из этих проектов уже успешно реализованы. Третье, что хотелось бы отметить, — бизнес-миссия в Японию в 2017 году, в которой я участвовал. Мы посещали предприятия Панасоник в Осаке и в Токио. Это было потрясающе! Я увидел изнутри японское производство: это идеальная модель, мы к ней должны стремиться, — по организации, по бережливому производству, по организации чистой комнаты. Едва я увидел производство оптических схем и оптических дисков в компании Panasonic, я сразу понял, что в Екатеринбурге мы тоже сделаем чистую комнату для сборки оптики. Сегодня у нас эта комната есть. Для меня поездка в Японию стала колоссальным опытом, который я запомню на всю жизнь. За это “Сколково” большое спасибо!»

Это интервью было записано в WhatsApp. В аккаунте Дремина рядом с фотографией — фраза на немецком: Leben ist gut, aber gut zu leben ist noch besser. Это легендарная реплика из «Кавказской пленницы»: «Жить хорошо, а хорошо жить — еще лучше». Александр учит немецкий язык. Как-то, общаясь с коллегой из Швейцарии, он произнес эту фразу, самостоятельно переведя ее на немецкий, так она и осталась чем-то вроде девиза.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

sk.ru