Открыто новое правило для предсказания сверхпроводящих металлических гидридов

Исследователи Сколтеха и МФТИ совместно с коллегами открыли новое правило, облегчающее поиск высокотемпературных сверхпроводников, представляющих сегодня особую актуальность. Ученым удалось установить связь между положением элемента в периодической таблице и его способностью к образованию высокотемпературного сверхпроводящего гидрида.

Результаты исследования, поддержанного Российским научным фондом, представлены в статье в журнале Current Opinion in Solid State & Materials Science. Сверхпроводящие материалы обладают нулевым сопротивлением и способны передавать электричество без потерь. Эти свойства представляют огромный интерес с точки зрения практического использования сверхпроводников в электронике и энергосетях. Сверхпроводящие магниты уже широко применяются и в аппаратах МРТ, работающих в обычных больницах, и в ускорителях частиц, таких как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе.

На сегодняшний день существует два способа достижения сверхпроводимости, причем оба требуют обеспечения предельных условий: либо очень низких температур, либо очень высокого давления. В первом случае требуется охлаждение до 100 К (приблизительно –173 градуса по Цельсию) или еще ниже. Результаты исследований показывают, что у металлического водорода сверхпроводимость может проявляться и при температуре, близкой к комнатной, но для этого необходимо обеспечить давление на пределе сегодняшних технических возможностей – более 4 миллионов атмосфер. Именно поэтому взгляды ученых сейчас устремлены в сторону гидридов – соединений водорода с другим химическим элементом: эти соединения могут переходить в сверхпроводящее состояние при относительно высоких температурах и относительно низких давлениях. Действующим рекордсменом по температуре перехода является декагидрид лантана, LaH10.

gidrid1.png Кристаллическая структура гидрида лантана. Каждый атом лантана связан с десятью атомами водорода / ©РИА Новости

В прошлом году было показано, что это соединение становится сверхпроводящим при температуре –23 оС и давлении 1,7 миллиона атмосфер. Такой уровень давления вряд ли даст возможность практических применений, но тем не менее, результаты, полученные в ходе исследований гидридов-сверхпроводников, имеют важное значение для других классов сверхпроводников, работающих при нормальных давлении и температуре.

Аспирант Сколтеха Дмитрий Семенок, профессор Сколтеха и МФТИ Артем Оганов и их коллеги открыли новое правило, позволяющее предсказывать максимальную критическую температуру перехода в сверхпроводящее состояние (maxTс) для гидрида металла исходя только из электронной структуры атомов металла.