Открыт неизвестный ранее механизм самоуничтожения туберкулеза

Международная команда ученых открыла новый токсин, блокирующий важные для развития бактерий туберкулеза аминокислоты. Без них эти вредоносные микроорганизмы не могут выжить. Авторы исследования рассчитывают на появление противотуберкулезных препаратов нового поколения.

Туберкулез — одно из самых смертельных инфекционных заболеваний, уносящее в год 1,5 млн жизней. И в то время, как большинство случаев можно вылечить с помощью существующих лекарств, возрастает количество резистентных к антибиотикам случаев. Кроме того, в ситуации пандемии коронавируса многие программы по борьбе с туберкулезом оказались под угрозой срыва.

Туберкулезная палочка в основном поражает легкие, но может воздействовать и на гланды, кости и нервную систему. Бактерии вырабатывают токсины, которые помогают им адаптироваться к новой среде. Однако иногда эти токсины вредят самим бактериям. Ученые из Даремского университета (Великобритания) и Центра целостной биологии в Тулузе (Франция) открыли новый токсин MenT, который вырабатывает бактерия Mycobacterium tuberculosis.

Исследователи разработали крайне детализированное трехмерное изображение MenT, которое, в сочетании с генетическими и биомеханическими данными, показывает, что токсин подавляет использование аминокислот, необходимых бактерии для производства белка. Таким образом, рост Mycobacterium tuberculosis останавливается, и бактерия умирает, пишет Phys.org.

«Фактически, туберкулез сам себя отравляет, — сказал соавтор исследования Тим Блоуер. — Посредством форсированной активации MenT или в результате дестабилизации отношений между токсином и антитоксином MenA мы можем уничтожить вызывающие туберкулез бактерии».

Исследование ученых открывает неизвестный ранее механизм блокирования синтеза белка, препятствующий распространению туберкулеза и других инфекций. Ученые надеются, что их работа ляжет в основу медицинских препаратов нового поколения.