Найдены гены, которые провоцируют метастазы рака

В перспективе блокировка двух специфичных генов может быть ключом для предотвращения распространения многих типов опухолей у человека, заявили ученые. А уже вскоре открытие поможет выявить пациентов с повышенными рисками агрессивности рака.

Многие типы рака сегодня поддаются лечению, если опухоль обнаружена на ранней стадии. Однако вероятность смерти от рака повышается на фоне метастазирования, когда от очаговой опухоли раковые клетки перемещаются по организму, формируя метастазы. Ученые из Стэнфордского университета (США) обнаружили два гена, которые могут быть главными регуляторами этого процесса.

Оказалось, что два гена — MYC и TWIST1 — работают сообща, чтобы заставить иммунные клетки помогать злокачественным. В свою очередь, раковые клетки продуцируют молекулы Ccl2 и Il13, стимулирующие воспаление. Этот процесс помогает опухоли, облегчая перемещение ее клеток в другие здоровые ткани организма.

Когда ученые стали наблюдать за мышами с опухолью печени, вызванной только MYC, то со временем обнаружили у них метастазы. Блокировка воспалительных молекул останавливала развития рака, подчеркнули авторы.

Чтобы выяснить специфичность этих генов для человека, ученые проанализировали 10 тысяч образцов опухолей людей с 33 различными типами рака. Пациенты с MYC и TWIST1 жили меньше, также у них было больше воспалительных цитокинов.

Затем исследователи оценили уровни Ccl2 и Il13 у пациентов с раком печени и сравнили показатели с людьми, у которых был цирроз печени. Оказалось, что только у онкобольных были повышенные уровни этих молекул. А у людей с высоким Il13 были выявлены наиболее агрессивные опухоли.

Анализ двух генов поможет выявлять людей с высокой группой риска и определять для них правильную схему лечения, чтобы противостоять быстрому метастазированию, уверены ученые. В перспективе воздействие на них может стать эффективной стратегией для замедления или предотвращения метастазирования рака. Исследования будут продолжены.