Найден молекулярный «переключатель» старения и воспаления

Воздействие на группу иммунных белков может остановить развитие воспалительных процессов и даже справиться с возрастной дегенерацией, заявили ученые. Открытие — важный результат для терапии рака, аутоиммунных и других тяжелых заболеваний.

Хронические воспалительные процессы возникают в организме на фоне старения, из-за стресса, воздействия неблагоприятных условий окружающей среды и других причин. Сверхактивная работа иммунной системы может способствовать развитию диабета, рака, рассеянного склероза, болезни Паркинсона и Альцгеймера и многих других тяжелых заболеваний.

Новое исследование ученых из Калифорнийского университета в Беркли идентифицировало молекулярный «переключатель» воспалительных реакций.

В экспериментах с мышами ученые продемонстрировали, что группу иммунных белков под названием инфламассомма NLRP3, отвечающих за активацию воспалительного ответа в организме в ответ на патогены, можно отключить с помощью отсоединения ацетильных групп.

Изучая иммунные клетки молодых грызунов, ученые выяснили, что белок SIRT2 отвечает за выключение NLRP3. Так, у мышей с мутацией SIRT2 оказалось больше признаков воспаления в организме, а также наблюдалась высокая инсулинорезистентность, которая связана с развитием диабета и метаболическим синдромом.

Затем ученые наблюдали за старыми мышами. Их подвергли воздействию радиации, а затем иммунную систему восстанавливали с помощью трансплантаций кроветворных клеток. «Выключенные» клетки, без ацетилирования, имели повышенную резистентность к инсулину, благодаря чему ученые сделали вывод, что лечение может фактически нарушить развитие метаболического заболевания.

«Результаты имеют важное значение для терапии многих хронических заболеваний у человека. Например, это, в некоторым смысле, объясняет, почему некоторые многообещающие исследования в лечении болезни Альцгеймера заканчивались неудачно», — прокомментировала автор исследования Даника Чен.

По ее мнению, лечение начинается слишком поздно, когда состояние уже достигло точки невозврата.

Эффект от экспериментальной терапии будет изучаться в следующих этапах исследований. Пока неясно, какие заболевания будут тестироваться первыми.