Как ИИ влияет на школьное образование

Эпидемия коронавируса стала катализатором развития дистанционных образовательных технологий: школы и вузы по всему миру переходят на удаленное обучение, а карантин побуждает многих использовать освободившееся время, чтобы выучить иностранный язык или освоить новую профессию. Игрокам на рынке EdTech приходится модернизировать свои продукты, чтобы удовлетворить резко увеличившийся спрос.

Разбираемся с Екатериной Латыповой, руководителем направления по работе с учителями образовательной онлайн-платформы Учи.ру, сможет ли искусственный интеллект полностью заменить собой преподавателя.

Адаптивная платформа

По сути, обучение, как вид деятельности, представляет собой передачу знаний и умений от учителя к ученику и их усвоение на должном уровне. Соответственно, роль преподавателя — грамотно изложить тему и убедиться, что ученик ее усвоил и способен применить знания на практике. С обеими этими задачами машина справляется уже давно: самые простые примеры — цифровые обучающие материалы и тесты с автоматической проверкой. Но в этих случаях, конечно, компьютер уступает человеку: здесь он не может ни ответить на дополнительные вопросы, ни подстроиться под уровень ученика и скорректировать под него программу.

Однако сегодня искусственный интеллект способен выполнять и более сложные задачи — в частности, анализировать прогресс пользователя и на основе полученных данных планировать дальнейшую совместную работу. Такой принцип лежит в основе британской образовательной платформы Century Tech, которую с 2019 года начали внедрять в бельгийских школах.

Каждый раз, когда ученик взаимодействует с системой, она собирает данные о нем, определяет его слабые и сильные места, пробелы в знаниях, интересы и даже уровень концентрации внимания, чтобы адаптировать уроки под его потребности. Для этого Century Tech разбивает контент, который в нее загружает школа, на микрофрагменты, и комбинирует их в зависимости от особенностей ученика.

В России такие технологии активнее всего использует образовательная платформа для школьников «Учи.ру»: пока ребенок выполняет задания курса, алгоритм анализирует его ошибки, уровень знаний и темп изучения материала — и исходя из этой информации подбирает для него количество и последовательность упражнений. Иначе говоря, если ребенок плохо усвоил квадратные уравнения, система остановится на этой теме подробнее и перейдет к следующей, лишь убедившись в отсутствии пробелов.

Виртуальная валюта и робот Джилл

Образовательные программы привлекают пользователей не только возможностями персонализированного обучения — так, многие из них используют геймификацию, мотивируя пользователя на активную работу.

Например, одно из самых известных приложений для освоения иностранных языков, DuoLingo, построено по принципу игры. Делая ошибки, пользователь рискует потерять одну из жизней, а отвечая на вопросы правильно, зарабатывает очки и игровую валюту, которой можно делиться с друзьями или тратить на покупки в магазине — например, чтобы восстановить «жизнь», отменить учебу на день или переодеть совенка-помощника в новый костюм.

Как показали исследования, проведенные разработчиками программы, 34 часа занятий на Duolingo равноценны семестру изучения языка в университете. Геймификация лежит и в основе работы платформы «Учи.ру»: все задания на ней представлены в интерактивной форме, что существенно повышает интерес школьников и их вовлеченность в процесс.

Многие проекты научились компенсировать один из основных недостатков образовательных сервисов — отсутствие живого общения. На базовом уровне это могут быть простые сообщения, которые пользователь получает в процессе обучения: алгоритм поощряет его, хвалит за достижения, подсказывает в случае ошибки — так, например, делают DuoLingo и «Учи.ру».

Но есть и более продвинутые в этом плане примеры: так, робот-коуч PokerConfidant помогает компаниям проводить тренинги — алгоритм общается с пользователем, строя диалог на основе анализа его ответов на свои вопросы. А в 2016 году студентам Технологического института Джорджии была представлена Джилл Уотсон — преподаватель, которая должна была помогать им в подготовке работ. На учебном форуме Джилл отвечала на вопросы ребят, напоминала им о дедлайнах и поддерживала беседу. Только спустя пять месяцев студенты узнали, что Джилл — не человек, а система искусственного интеллекта, работающая на базе IBM Watson.

Рутина и творчество

Несмотря на единичные случаи, машинное обучение в образовании пока еще применяется в основном для создания стандартных заданий и диалогов. «Умные» системы освобождают учителя от рутины, оставляя ему время на более творческую часть процесса. Однако вместе с развитием технологий искусственный интеллект учится выполнять все более сложные задачи. Судя по тенденциям, в ближайшее время образовательных сервисов будет появляться все больше, а их возможности существенно расширятся — особенно «подогревает» этот рынок текущая ситуация с эпидемией и огромным спросом на онлайн-сервисы.

Кроме того, в будущем увеличится спектр областей, которым сможет обучать машина: так, сейчас искусственный интеллект очень слабо используется в преподавании творческих дисциплин, таких, как живопись, музыка, танцы, декоративно-прикладные искусства и так далее — так что потенциал для развития в этой области огромен.

Вероятно, через десять лет школьники и студенты будут изучать часть предметов с помощью образовательных платформ, а затем закреплять и обсуждать пройденное в классе с учителем. Такая модель, которая носит название Blended Education, или смешанное образование, уже практикуется на западе и на российском рынке.

Роль преподавателя

Бесспорное преимущество любых автоматизированных сервисов в образовании — их удобство: вам не нужно соотносить свои планы со свободным временем преподавателя и других учеников, подстраиваться под расписание и привязываться к конкретному месту — заниматься можно из любой точки мира в удобное время. Кроме того, в некоторых случаях отсутствие необходимости общаться с учителем может стать преимуществом. Так, при работе с машиной исчезает страх ошибиться, поскольку в роли экзаменатора выступает не живой человек, а компьютер, который не сможет составить о вас личное мнение.

Разумеется, это не значит, что тренировка коммуникативных навыков не важна. Однако цель обучающих программ состоит не в этом — а в том, чтобы помочь человеку освоить конкретную область знаний. Коммуникация — задача более глобальных систем, таких, как школа или вуз. Занятия в коллективе помогают и развитию социализации, умения работать в разных социальных ролях. И, безусловно, здесь «живой» учитель вряд ли когда-нибудь уступит место алгоритмам. Не случайно авторы большинства образовательных проектов постоянно подчеркивают: их миссия — не заменить человека машиной, а помочь ему сделать работу с подопечными более эффективной.

Несомненно, педагог как личность оказывает огромное влияние на своих учеников и на весь процесс образования, поэтому исключить его было бы большой ошибкой. Да, искусственный интеллект со временем сможет справляться с любыми обучающими задачами, но воспитательную миссию поручать ему вряд ли стоит.

Разумеется, передача большей части образовательных задач искусственному интеллекту пока невозможно реализовать в глобальном масштабе — только в рамках отдельных проектов. Ни одной стране еще не удалось совершить идеальный эффективный переход школ и вузов на удаленный формат — в силу финансовых, социально-экономических, технологических и многих других причин. Но процессы, происходящие сейчас внутри рынка EdTech, приводят к повышению качества многих сервисов, появлению новых продуктов и игроков. Это позволяет прогнозировать, что после окончания эпидемии индустрия онлайн-образования выйдет на новый уровень и существенно расширит область своего применения.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

ХайТек+