Искусственная древесина

Новый материал, обладающий легким весом, столь же крепкое, как и древесина, но не имеет стандартных слабых характеристик древесины, не горит и не впитывает воду.

Для создания синтетической древесины взяли раствор полимерной смолы и добавили немного (щепотку) порошка хитозана, полимера катионного полисахарида основного характера, получаемого из панцирей крабов и креветки. Они высушили раствор методом сублимации, получив в результате структуру, заполненную крошечными порами и каналами, с подложкой из хитозана. Затем они нагрели смолу до температуры 200 градусов Цельсия (для вулканизации последней), создав таким образом крепкие химические связи.

«Материал, полученный в результате таких действий и описанный в августе в журнале « Развитие Науки» (Science Advances), представляет собой устойчивое к смятию вещество, как и древесина», – говорит автор эксперимента Шу-Хонг Ю, химик, специалист по материаловедению Университета Науки и техники Китая ( University of Science and Technology of China) в Хэфэй.

«Ускоренная сушка методом сублимации создает еще более микроскопические каналы и поры, которые делают материал более прочным», – говорит Ю.

«А чем выше поднимается температура, сковывающей связи внутри смолы, тем крепче материал, – считает команда экспериментаторов. – Добавка естественных или созданных человеком волокон к смеси также может быть эффективной».

В отличие от настоящих деревьев, новому материалу не нужны годы, пока он вырастет. Кроме того, новый материал практически не впитывает воду; образцы, погруженные в воду и в сильную кислотную ванну, находились там в течение 30 дней, практически не растеряв или ослабив своих качеств, в то время как образцы дерева Бальса, тестированного в таких же условиях, потеряли две трети своей прочности и 40 процентов сопротивления к смятию. Новый материал практически не поддавался возгоранию и прекращал гореть, как только был удален из пламени.

«Имитационная древесина могла бы применяться в производстве надежной стойкой тары, – говорит Леннарт Бергстром (Lennart Bergstrom), ученый в области материаловедения Стокгольмского Университета в Швеции, который не участвовал в данном эксперименте. – Такое свойство нового синтетического материала как пористость представляется важной, так как выполняет роль ловушки воздуха, что могло бы сделать такое вещество отличным изоляционным материалом, подходящим для строительства зданий», – добавляет он.

Не оказывающие неблагоприятного воздействия на окружающую среду альтернативы полимерным смолам также смогли бы повысить интерес к новому материалу.