Физики запретили звуку распространяться со скоростью более 36 км/c

Физики вывели формулу, которая описывает предел скорости распространения звука. Максимальная скорость звука составила примерно 36 километров в секунду, а для ее вывода потребовались фундаментальные физические постоянные — отношение массы протона к массе электрона и постоянная тонкой структуры.

Работа опубликована в Science Advances.

В отличие от света, который может распространяться в вакууме и имеет там наибольшую скорость, со звуком дела обстоят иначе. Сама по себе звуковая волна — это распространяющееся возмущение среды, поэтому без среды нет и звука. Известно, что звук быстрее движется в жидкостях или твердых телах, чем в газах.

Чем ближе молекулы или атомы вещества находятся друг к другу и чем сильнее они взаимодействуют, тем быстрее они будут распространять колебания. Поэтому скорость звука тесно связана с параметрами среды, в которой звук распространяется и возникает вопрос о том, насколько быстро вообще может двигаться звуковая волна.

Ученые из Лондонского университета королевы Марии, Кэмбриджского университета и Института физики высоких давлений под руководством Вадима Бражкина (Vadim Brazhkin) смогли вывести предел для скорости звука, сравнили его с экспериментальными скоростями в разных средах и выяснили, где звук может распространяться быстрее всего.