Британцы случайно открыли универсальные Т-лимфоциты для борьбы с раком

Исследователи из Кардиффского университета обнаружили новый тип неклассических Т-лимфоцитов, рецепторы которых распознают комплексы молекул, характерные практически для всех раковых клеток, но не характерные для здоровых клеток млекопитающих и тех бактерий, которые пытаются их поразить. Вероятно, работа с этими лимфоцитами поможет разработать новые варианты Т-клеточной терапии рака, более универсальные, чем уже существующие, и лишенные ряда их недостатков.

Научная статья опубликована в Nature Immunology.

Т-лимфоциты уже достаточно давно используют для борьбы со злокачественными опухолями. Их модифицируют так, чтобы они находили раковые клетки у конкретного пациента, и для других видов опухолей они не подходят (то есть лимфоциты, настроенные на меланому, не сработают при остеосаркоме). Часто антигены, на которые реагируют Т-клетки, связаны с молекулами главного комплекса гистосовместимости (MHC), а его аминокислотный состав сильно отличается у разных пациентов. Все это делает создание средства универсальной иммунотерапии рака практически нереальным.

Однако британские иммунологи под руководством Эндрю Сьюэлла (Andrew Sewell) случайно обнаружили потенциальный способ обойти ряд указанных проблем. Они искали в крови здоровых доноров неклассические Т-клетки (unconventional T cells) — такие, на поверхности которых расположены редкие Т-клеточные рецепторы типа aδ. Подобные лимфоциты часто находят в эпителии кожи, желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих и половых путей, и они распознают бактериальные антигены, не связанные с MHC.

Ученые выделили популяцию неклассических Т-лимфоцитов, которые пролиферировали на культуре клеток аденокарциномы легкого человека (A549). Когда иммунологи нарушили работу белков главного комплекса гистосовместимости, это не сказалось на активности Т-лимфоцитов. Из этого авторы сделали вывод, что данные клетки связываются не с молекулами MHC, а с чем-то другим.

Этим «другим» оказался белок MR1. Его аминокислотный состав слабо отличается у разных людей, что делает его более универсальной мишенью, чем MHC. Т-клетки реагируют не на сам MR1, а на его комплексы с антигенами. Обычно в состав таких комплексов входят молекулы, присущие бактериям, но это могут быть и маркеры клеток злокачественных опухолей.

Культуры клеток меланомы, лейкоза и рака легких, полученные из биоматериала пациентов-людей, замедляли рост в присутствии неклассических Т-лимфоцитов, которые нашли иммунологи. То же наблюдалось и in vivo в организмах мышей, которым пересадили человеческие опухоли. При этом на клетки, зараженные бактериями, эти лимфоциты не реагировали, как и на здоровые человеческие клетки.

Тем не менее, как именно выглядят мишени для неклассических Т-клеток, которые обнаружили иммунологи, и почему они распознают столь разные типы раковых клеток, пока непонятно. Предварительные эксперименты показывают, что это могут быть компоненты «ракового метаболома» — некие продукты реакций обмена, присущих только компонентам злокачественных опухолей. Такой вывод сделали на основе того, что неклассические Т-лимфоциты распознавали раковые клетки тем хуже, чем больше в питательной среде было продуктов метаболизма витамина B2.

Эндрю Сьюэлл отмечает, что нужно преодолеть еще немало препятствий и удостовериться, что найденные его командой лимфоциты действительно безобидны для здоровых человеческих клеток. Но когда (если) это получится сделать, тогда можно будет ожидать, что новые методы лечения рака с использованием неклассических Т-лимфоцитов станут доступны пациентам в течение нескольких лет.