Витамин Е всосался и без помощи жира

Ученые обнаружили, что жир не нужен для всасывания витамина Е в кишечнике, хотя раньше считалось, что наличие жира способствует этому. Но результаты эксперимента показали, что хотя жир и не нужен для всасывания в кишечнике, он необходим для доставки витамина в печень.

Исследование описано в журнале The American Journal of Clinical Nutrition.

Витамин Е — антиоксидант и вещество, которое экономит потребление кислорода клетками. Основной источник витамина Е — масла и другие жиросодержащие продукты, например, орехи. При этом, как считалось, жиры нужны для абсорбции витамина стенками кишечника, и чем больше жира, тем лучше витамин всосется.

Марет Трабер (Maret G Traber) из Института Лайнуса Полинга и ее коллеги провели исследование чтобы выяснить, как на самом деле происходит всасывание витамина E и нужен ли для этого жир. Для исследования они набрали 27 женщин, потому что прежние опыты по усвоению витамина Е проводились только на мужчинах. Все участницы пять дней находились в Клиническом центре NIH (National Institutes of Health), где их кормили трижды в день. Всех женщин разделили на три группы. Первая получала питание с 40-процентным содержанием жира, вторая совсем без жира, а третья получала еду без жира и реже, голодая по 12 часов каждый день.

Всем участницам каждое утро с едой вводили перорально и внутривенно витамин Е. Витамин для перорального введения метили тремя атомами дейтерия, изотопа водорода, а для внутривенного шестью. В течение всего дня у участниц брали анализы крови и в ходе эксперимента собирали их кал, чтобы определить соотношение витамина Е, попавшего в кровь естественным путем к витамину, влитому через капельницу. Таким образом можно понять, с какой динамикой происходит всасывание витамина в кишечнике и поступление его в кровь. Анализ кала позволял узнать, сколько витамина вообще всасывается в кишечнике.

Результаты показали, что в кишечнике всасывается около 55 процентов витамина Е. При этом результат не зависел от того, на какой диете сидели участницы, с содержанием жира или без него. Зато было заметно, что содержание витамина в крови падало в течение дня в группе, которая голодала по 12 часов. При этом витамин не выходил из организма больше, чем в других группах.

Ученые предположили, что то происходит потому, что витамин Е всасывается в клетки кишечника без помощи жира, но чтобы попасть в кровь, ему нужен способ доставки — хиломикроны. Это шарообразные гидрофобные частицы, которые состоят из белков и жиров. Внутри хиломикронов находятся жиры, только что всосанные кишечником, и там же оказываются молекулы витамина Е. Авторы исследования предположили, что при нехватке жиров молекулы витамина ждут в клетках кишечного эпителия, пока человек не съест достаточно жиров для образования хиломикронов, в которых можно будет добраться до печени.