Вирус Зика заразил эмбрионы еще до имплантации в матку

Американские врачи заразили вирусом Зика мышиные и человеческие эмбрионы на самых ранних стадиях развития и обнаружили, что вирус проникает в зародыш еще до имплантации в матку. В ходе инфекции клетки зародышевых оболочек отмирают, что может спровоцировать выкидыш.

В тех же эмбрионах, которые выжили, вирус избирательно мигрирует в клетки-предшественники нейронов еще до того, как нервная система окончательно сформировалась. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Для взрослого человека вирус Зика практически не опасен, его симптомы похожи на обычную лихорадку, поэтому многие его носители даже не замечают инфекции. Гораздо хуже последствия заражения для эмбрионов: у беременных женщин, которые сталкиваются с вирусом, чаще рождаются дети с пороками развития, в частности, с микроцефалией. Однако, практически ничего не известно о том, что будет с ребенком, если забеременеет женщина, в организме которой вирус уже есть, и как он повлияет на ранние стадии развития зародыша.

Лэй Тан (Lei Tan) и его коллеги из медицинского колледжа Вейл Корнелл в Нью-Йорке заразили вирусом Зика эмбрионы мышей на четвертый день развития — на стадии бластоцисты. В это время зародыш выглядит как клеточный шар, внутри которого к одной из стенок прикреплена рыхлая клеточная масса: клеточная масса — это будущий зародыш, а из клеток стенки шара — трофобласта — впоследствии образуется зародышевая часть плаценты.

Исследователи обнаружили, что вирусные частицы проникают именно в трофобласт — внешний клеточный слой — и вызывают там апоптоз. Ученые повторили эксперимент на человеческих эмбрионах: в них также от вируса пострадали клетки трофобласта. При этом количество гибнущих клеток напрямую зависело от вирусной нагрузки: чем больше вирусных частиц, тем выше процент апоптоза.

Далее ученые взяли отдельную культуру клеток трофобласта, заразили ее небольшой дозой вируса, а потом собрали среду культивирования и подействовали ей на здоровые клетки.