Ученые взломали защитный механизм стволовых клеток лейкемии

Стволовые клетки лейкемии прячутся от иммунной системы, подавляя молекулу на своей поверхности, которая является мишенью для NK-клеток, естественных киллеров иммунной системы. Этот защитный механизм можно обмануть.

В журнале Nature ученые из Базеля, Тюбингена и Гейдельберга описывают новые терапевтические подходы, которые помогут «взломать» защитную систему раковых клеток. Открытие позволит разработать революционные методы лечения лейкемии, передает EurekAlert!.

После успешного лечения острого миелолейкоза (ОМЛ) болезнь все равно часто возвращается к пациентам. Всему виной – стволовые клетки лейкемии, которые переживают терапию. Ученые могут частично объяснить это явление: стволовые клетки имеют защитные механизмы, которые делают их устойчивыми к химиотерапии. Но как им удается избежать иммунной защиты?

Команда ученых из университетов Базеля и Тюбингена, Немецкого онкологического исследовательского центра (DKFZ), Гейдельбергского института технологий стволовых клеток и экспериментальной медицины (HI-STEM) и Немецкого онкологического консорциума (DKTK) исследовала это явление и обнаружила удивительный механизм.

Анализ раковых клеток 175 пациентов с ОМЛ показал, что раковые стволовые клетки подавляют белки NKG2D-L на их поверхности. Эти белки позволяют естественным киллерам (NK-клеткам) распознавать поврежденные и инфицированные клетки, а также раковые клетки и убивать их при необходимости. Так стволовые клетки лейкемии избегают разрушения иммунной системой. А вот обычные клетки лейкемии (без свойств стволовых) не могут скрывать свои молекулы-мишени, поэтому NK-клетки их находят.

Что стоит за этим необычайным защитным механизмом? Ученые заметили, что стволовые клетки лейкемии производят особенно большое количество фермента PARP1, который, по-видимому, блокирует образование белка NKG2D-L, своеобразного сигнала опасности на поверхности клеток. Доклинические эксперименты с мышами, которым были перенесены клетки человеческой лейкемии, показали, что PARP1 действительно играет важную роль в спасении иммунитета: когда животных лечили лекарствами, которые ингибируют (блокируют) фермент PARP1, стволовые клетки лейкемии снова экспрессировали NKG2D-L на своей поверхности – и NK-клетки быстро их распознавали и устраняли.

«Наши результаты показывают, как раковые стволовые клетки хитро обманывают иммунную систему. Выяснение основного механизма теперь позволяет нам контратаковать», – говорит Андреас Трумпп из Немецкого центра исследования рака и HI-STEM.

Результаты исследования открывают новые возможности для борьбы со стволовыми клетками злокачественного лейкоза путем сочетания ингибиторов PARP с активными NK-клетками.