Ученые предложили технологию изготовления безопасных источников ионизирующего излучения

Российские химики предложили технологию изготовления безопасных радиоизотопных источников ионизирующего излучения закрытого типа. Они заменили хлорид цезия-137, создающий риск радиационного заражения, на плотную керамику и стеклокерамику, содержащую радиоцезий, и применили новый подход к созданию материалов для ядерной энергетики. Исследования поддержаны грантом Президентской программы исследовательских проектов РНФ. Результаты исследования опубликованы в Journal of Hazardous Materials.

«Создание такого типа современных материалов и инновационных подходов их получения стало передовой научной и прикладной задачей. Это повысит производственную эффективность и безопасность мировой атомной отрасли. Промышленная реализация результатов исследования исключит проблему, связанную с запретом МАГАТЭ на использование изделий ИИИ закрытого типа, изготовленных на основе хлорида цезия-137. Такие устройства представляют высокую угрозу радиационного заражения при неправильной эксплуатации и при использовании в террористических целях», — поясняет старший научный сотрудник института химии ДВО РАН Евгений Папынов.

Химики предложили новый способ изготовления радиоизотопных изделий на основе радионуклида цезия-137. Они применили новейшую технологию искрового плазменного спекания «Spark Plasma Sintering» (SPS) и синтезировали плотные сердечники на основе керамической и стеклокерамической матрицы. Хлорид цезия можно заменить стеклом и керамикой или их композитными формами, которые не разрушаются механически. Керамические материалы более привлекательны благодаря своей термодинамической стабильности и физико-химическому сходству с природными соединениями, содержащими цезий. Радионуклид в этом случае фиксируют в матрице, которая герметизируется в контейнере из радиационно-стойкой стали нужного размера и формы.