Ученые «подействовали на нервы» раковых клеток

Регуляция нейрорецепторов может уничтожать клетки карциномы (рака) легкого. Исследование, показывающее такую возможность, было проведено группой ученых из ИБХ РАН и МФТИ.

При обработке водорастворимой модификацией белка Lynx1 (регулятора никотиновых ацетилхолиновых рецепторов) происходят остановка деления клеток карциномы легкого и впоследствии их гибель. Проведенные опыты in vitro позволяют считать данный препарат потенциальным прототипом новых лекарств для лечения карциномы легкого. Статья опубликована в Plos one .

Никотиновые ацетилхолиновые рецепторы (нАХР) регулируют передачу сигнала в периферийной и центральной нервной системе. Однако они были найдены и в клетках эпителия и иммунной системы. нАХР определенного типа α7-нАХР, обнаруженные в раковых клетках, играют важную роль во многих процессах, в том числе в зарождении и развитии опухолей, связанных с табакокурением.

α7-нАХР являются главными рецепторами, опосредующими токсичное действие никотина в раковых клетках. Серьезной проблемой эффективности лечения онкологических заболеваний является низкая специфичность лечения. Для решения этой проблемы ученые решили использовать белок, способный регулировать α7-нАХР.

Lynx1 — белок млекопитающих, родственный α-нейротоксинам из яда змей. Но, в отличие от токсинов, связывание Lynx1 с нАХР модулирует (активирует) эти рецепторы, что, как оказалось, запускает внутриклеточные каскады, контролирующие рост эпителиальных клеток. Ранее было известно, что, кроме нейронов, Lynx1 обнаруживается также в тканях почки и легкого, однако роль Lynx1 в этих органах не была изучена.

Ученые из ИБХ РАН и МФТИ показали, что синтез данного белка происходит как в клетках нормальных кератиноцитов (клетках наружного слоя кожи), так и в клетках карциномы легкого, прямой кишки, кожи и других.