Ученые объяснили, как ультрафиолет разрушает кожу

Пользоваться кремом от солнца нужно не только для профилактики рака, но и для защиты организма от других проблем, доказали ученые. Их эксперимент показал, что происходит с барьерным слоем кожи при солнечном ожоге.

Ультрафиолетовое излучение, которое не воспринимается глазом человека, делится на четыре категории в зависимости от длины волны и энергии фотона — типы A, B, C и D. Ученые из Бингемтонского университета (США) стремились определить, какой тип излучения наиболее опасен для человека и как именно происходит повреждение кожи.

Предыдущие исследования показывали, что каждый тип ультрафиолетового излучения проникает в кожу на разную глубину и что длительное воздействие может привести к раку кожи. В течение многих лет обсуждается вопрос, является ли тип А (UVA) опаснее типа В (UVB) с точки зрения фотоповреждения, которое приводит к раннему появлению морщин и повреждению кожного покрова.

Команда проводила эксперименты с образцами ткани молочных желез и обнаружила, что один ультрафиолетовый диапазон не является более вредным, чем другой. Вред зависит от количества излучения, поглощаемого кожей, показали наблюдения.

Считается, что человеку достаточно 5–15 минут воздействия ультрафиолета для выработки витамина D. Дальнейшее присутствие на солнце без защиты может быть опасно.

Наиболее значимым открытием в рамках исследования стала механика повреждения кожи от УФ-излучения. Оказалось, что оно ослабляет связи между клетками в роговом слое, воздействуя на белки в корнеодесмосомах. Последние помогают клеткам кожи «прилипать» друг к другу, обеспечивая межклеточный контакт. Именно по этой причине солнечный ожог приводит к шелушению кожи, объясняют авторы.

«Мы хотим подчеркнуть, что важно использовать солнцезащитный крем не только для предупреждения рака кожи, но и чтобы сохранить внешнюю барьерную функцию кожи против инфекций и других патогенов», — заключили ученые.