Стимуляция стволовых клеток обратит старение вспять

Команда биологов США и Японии нашла способ сохранить здоровье кишечника в старости, воздействуя на популяцию стволовых клеток. Пока это способ защиты от колита. Но потенциально открытие позволит замедлить или даже обратить процесс старения.

Клетки, выстилающие кишечный тракт, обновляются каждые несколько дней, и этот процесс зависит от здоровой популяции стволовых клеток кишечника. Биологи из MIT и Токийского университета обнаружили, что с возрастом эти клетки теряют свою способность к производству, что приводит к возникновению желудочно-кишечных заболеваний, пишет MIT News.

На примере мышей ученые показали, что этот эффект можно обратить. Достаточно ввести в организм вещество, помогающее укрепить популяцию стволовых клеток кишечника. Оно стимулирует сигнальный путь, в который входят белки сиртуины, связанные с долголетием. Они защищают кишечник от повреждений, возникающих в старости.

Сравнив молодых (от трех по пяти месяцев) и старых мышей (от двух лет), биологи обнаружили, что с возрастом численность стволовых клеток кишечника падает. Более того, если эти клетки удалить и выращивать в пробирке, они проявляют меньшую способность к производству органоидов, из которых получаются клетки, выстилающие кишечник, по сравнению с молодыми мышами. Также исследователи обнаружили, что уровень сиртуинов в клетках старых мышей снижается.

kletki.png

Определив воздействие возраста, ученые решили проверить, смогут ли они обратить эти эффекты при помощи рибозида никотинамида. Это соединение — предшественник никотинамидадениндинуклеотида (НАД), коэнзима, активирующего сиртуин. Они обнаружили, что после шести недель употребления рибозида никотинамида у старых мышей повысился уровень кишечных стволовых клеток до нормального. И эти клетки стали создавать органоиды так же, как это происходит у молодых мышей.

Чтобы проверить, как влияет повышенная активность стволовых клеток на здоровье, исследователи дали старым мышам препарат, вызывающий колит. И обнаружили, что теперь их организм успешно справляется с воспалением.