Революция ИИ — главное событие в истории человека как вида

Не только мозг, но и некоторые другие органы содержат клетки-долгожители, которые равны возрасту самого организма. Новая методика визуализации делает неожиданные выводы о процессах старения и регенерации.

Американские ученые из Института биологических исследований Солка обнаружили , что мозг, печень и поджелудочная железа у мышей содержат популяции клеток и белков с очень большой продолжительностью жизни. Некоторые совпадают по возрасту с нейронами, которые наряду с клетками сердца до сих пор считались старейшими.

Ученые указывают, что популяции одних и тех же клеток органов значительно различались между собой по возрасту — словно одну ткань собрали из нескольких фрагментов мозаики.

Чтобы задать точку отсчета, сначала команда определила возраст нейронов грызунов и обнаружила, что он совпадает с возрастом животного. Для этого они использовали электронную изотопную маркировку с визуализацией высокого разрешения. Дальнейшие наблюдения открыли весьма неожиданные для команды результаты.

Некоторые эндотелиальные клетки, которые выстилают кровеносные сосуды, также совпадали по возрасту с нейронами.

Клетки поджелудочной железы тоже показали «мозаичную» разницу в возрасте. Например, некоторые бета-клетки реплицировались в течение жизни и были относительно молодыми. Другие клетки этой же популяции можно было считать долгожителями. При этом дельта-клетки поджелудочной железы вообще не делились, подчеркнули авторы.

Затем ученые перешли к наблюдению за печенью. Ученые ожидали зафиксировать достаточно молодой возраст клеток, поскольку этот орган обладает способностью к регенерации в зрелом возрасте. К их удивлению, большинство клеток оказалось такими же старыми, как и весь организм. Выводы открывают новые возможности для исследований в области регенерации и терапии старения.

«Определение возраста клеток и субклеточных структур у взрослых организмов позволяет иначе взглянуть на внутренние механизмы, различая процессы в здоровом организме и при наличии заболевания», — заявил ученый Мартин Хетцер.

Другое исследование американских ученых из Университета Майами указывает, что молекулярное старение в организме взрослого человека начинается после 50 лет. До этого периода ключевые биохимические процессы достаточно активны, но затем начинается спад. Возможно, подробное изучение изменений в органах в этой возрастной категории укажет на новые возможности в терапии старения.

В одном из таких доклинических исследований ученые уже омолодили стволовые клетки мозга мышей. Это важный шаг в лечении деменции и болезни Альцгеймера — распространенных заболеваний людей преклонного возраста.