Новый большой ДНК-вирус может помочь дать ключ к эволюции сложных организмов

Ученые из Японии обнаружили гигантский вирус, который, подобно мифической Медузе, может превратить амебу в «камень». Вирус, извлеченный из горячего источника в Японии, получил одноименное название «медузавирус».

В его древнем геноме обнаружены сложные белки, которые обычно встречаются у эукариотов – например, у растений, животных, отмечается на сайте Токийского университета науки. Результаты исследования опубликованы в Journal of Virology.

Недавно открытый вирус заражает вид амебы, известный как Acanthamoeba castellanii, и заставляет его представителей образовывать твердую каменистую раковину. Иными словами, под влиянием вируса амеба превращается в цисту. Циста – это временная форма существования многих одноклеточных организмов, при которой организм покрывается защитной оболочкой.

Ученые во главе с вирусологом Масахару Такемура (Masaharu Takemura) из Токийского университета науки и Хироюки Огата (Hiroyuki Ogata) из Киотского университета, обнаружили, что репликация ДНК у медузавируса происходит в ядре амебы-хозяина. Они наблюдали обмен генетической информацией между клеткой-хозяином и вирусом по мере их совместного развития. Они также обнаружили, что гигантский вирус содержит в своем древнем геноме некоторые сложные белки, которые составляют строительные блоки эукариотических организмов – у растений, животных, людей. Поняв, почему эти белки присутствуют в геноме вируса, ученые смогут решить некоторые из самых сложных вопросов о нашем происхождении.