Найдено уязвимое место рака поджелудочной железы

Надежду вылечить болезнь дает межклеточная коммуникация между опухолью и здоровыми клетками. Если нарушить их «беседу», развитие рака останавливается.

Злокачественные клетки поджелудочной железы могут «разговаривать» с соседними клетками. Эта межклеточная коммуникация помогает стимулировать рост и деление клеток опухоли. И теперь ученые знают, какой именно сигнал оповещает об этом. Работа опубликована на сайте Британской благотворительной организации по исследованию рака.

Сигнал LIF передается от микроокружения к клеткам опухоли и побуждает их расти, выяснили исследователи. Концепция межклеточной коммуникации уже давно изучается онкологами. Так, ранее было обнаружено, что звездчатые клетки поджелудочной железы, которые обычно находятся в состоянии покоя, могут генерировать сигналы для формирования защиты опухоли.

В новом исследовании команда доказала, что активированные звездчатые клетки секретируют сигнальный фактор LIF, который действует на соседние злокачественные. Эксперименты с мышами показали, что блокирование LIF замедляет рост рака. Кроме того, лечение повысило эффективность химиотерапии.

Затем ученые проанализировали образцы крови и опухолей 77 пациентов и обнаружили повышенный уровень LIF. Из них у 14 человек была низкая реакция на химиотерапевтическое лечение. Команда продолжит эксперименты, чтобы подтвердить свои выводы и перейти к клиническим исследованиям.

Опухоль поджелудочной железы остается одним из наиболее смертельных видов онкологических заболеваний, поэтому ученые в поиске как новых биомаркеров для диагностики, так и лекарственных средств. Недавно ученые обнаружили, что бактерии полости рта могут стать новой диагностической мишенью на раннем этапе. А другая группа сделала важный шаг в разработке противоопухолевой иммунотерапии.