Найдена новая разновидность вирусов

Японские ученые натолкнулись на энтеровирус необычной природы — у него отсутствует белковая оболочка. Возможно, речь идет о неизвестной науке системе размножения вирусов.

Вирусы отличаются от живых организмов отсутствием клеток. Из-за этого их трудно классифицировать с точки зрения биологии, и даже вопрос, живые ли они, вызывает дискуссию в научной среде. Однако, несмотря на всю неопределенность, ученые пришли к согласию относительно того, из чего состоят вирусы: генетический материал (нуклеиновая кислота) заключен внутри белковой оболочки, которая может инфицировать некоторые клетки и, попав внутрь, размножаться.

Вирус, открытый специалистами Токийского университета агрокультуры и технологии, не соответствует этому определению, пишет Science Alert.

«Рекомбинантный вирус, который мы обнаружили в этом исследовании, не обладает структурными белками, — заявил вирусолог Тецуя Мицутани. — Это значит, что он не может произвести вирусную частицу».

Ученые нашли этот странный вирус в экскрементах свиней. Это одна из многочисленных разновидность энтеровируса G (EV-G) из семейства пинкорнавирусов (Picornaviridae), но очень необычная — с фланкирующими генами вместо структурных белков. По мнению биологов, это означает, что находка — названная EV-G тип 2 — не способна сама заражать клетку. Но как тогда она размножается и вообще существует?

Одно из возможных объяснений — дефективный рекомбинантный EV-G использует другой вирус, который «одалживает» ему белок. Эту версию подтверждают найденные в экскрементах свиней геномы вирусов EV-G типа 1 и 2 в равных количествах.

Однако сейчас ученым неясно, как мог бы происходить этот процесс. Возможно также, что у этого феномена могут быть и другие объяснения, но для этого требуется провести дополнительные исследования. В любом случае, открытие заставляет по-новому взглянуть на природу вирусов в целом.

«Возможно, мы нашли совершенно новую систему эволюции вирусов», — заявил Мицутани.