Искусственному интеллекту не интересен передел мира

О цифровом бессмертии, об устройстве мозга и будущем искусственного интеллекта «Научной России» рассказал Виталий Дунин-Барковский — биофизик и специалист по созданию искусственных нейронных сетей.

Не стоит бояться появления общего искусственного интеллекта, считает эксперт, ведь у таких интеллектуальных систем будут совершенно другие задачи и масштабы исследований — борьба за господство в мире им попросту не интересна.

Виталий Дунин-Барковский — доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН, главный исследователь проекта НТИ iPavlov

- Виталий Львович, вы главный исследователь в проекте iPavlov по созданию нейроморфного искусственного интеллекта. В одном из своих интервью вы говорили, что к 2020 году ваша рабочая группа, возможно, сможет представить полномасштабную действующую модель мозга. Насколько вы близки к цели?

- Я действительно говорил, что мы представим ее, но никогда не озвучивал, что это целиком будет наш проект. Имелось в виду, что мы — это мировое сообщество, и я по-прежнему думаю, что не позже декабря 2020 года в мире будет работать, созданная с нашим посильным участием, полномасштабная модель человеческого мозга. Это агент, обладающий искусственным интеллектом, не уступающий человеческому интеллекту во всех сферах. Сейчас состояние разработок в мире, и у нас в том числе, такое, что в очень многих конкретных сферах искусственный интеллект далеко обошел человека, в отношении разных игр, к примеру. Знаменитый пример — игра го или знакомые всем интеллектуальные агенты Яндекса, Гугла, которые разговаривают с пользователями, отвечают на вопросы.

Давно еще был создан так называемый тест Тьюринга, с помощью которого пытались узнать, общаешься ты с искусственным интеллектом или с человеком. Пожалуй, во многих отношениях этот тест устарел. Программы уже сейчас общаются не хуже многих людей, но профессионалам ясно, что есть очень много сфер, где никакой конкретный существующий агент не может пока сравниться с человеком, по совокупности. До сих пор не решены, например, творческие задачи. Да, сейчас можно видеть и художественные, и музыкальные произведения, созданные компьютером. Но в целом это секторальные искусственные интеллекты, а не общий искусственный интеллект.

- Часто говорят, что человеческий мозг полностью не изучен. Как тогда можно создать искусственный интеллект, равный человеку, не зная до конца возможности человеческого мозга и принципы его работы?

- Вы говорите о человеческом мозге, но ведь человеческих мозгов 6–7 миллиардов, и каждый из них уникален. Часть из этих миллиардов людей обладает развитым интеллектом, а другая часть, дети, например, — пока не очень развитым, а кто-то уже потерял способность обладать интеллектом. Мы до сих пор не знаем до конца про устройство мозга другого человека и тем не менее интеллект в нем обнаруживаем. Чтобы обнаружить интеллект, не нужно, чтобы он был в точности таким же как твой. Почему я считаю, что сегодня существующих способов взаимодействия с информацией, ее обработки и т.д. уже достаточно? Потому что не видно никаких неразрешимых загадок у мозга, кажется, что их не осталось. Конкретных элементов работы мозга очень много, да, но технически системы уже могут иметь столько же элементов, и работают они быстрее. Никаких принципиальных препятствий, чтобы достичь цели, нет. Я еще помню времена запуска первого спутника Земли. В те годы это казалось чем-то невозможным, будто что-то непонятное препятствует тому, чтобы человек вырвался из земного притяжения. Примерно такая же ситуация сейчас и с искусственным интеллектом.

- Правда, что искусственные нейросети, на основе которых создается искусственный интеллект, копируют принципы работы человеческого мозга?

- Я бы сказал, что это скорее навеяно, мотивировано работой мозга. Есть точка зрения, что сам принцип, почему работает и наш мозг, и искусственные нейросети, был обнаружен Иваном Петровичем Павловым. Он увидел в той самой простой вещи (звонок, слюна, пища и т.д.), связанной с поведением человека, что если рефлексов будет много, если они все будут согласно соединены, то тогда видимо получится интеллект. Павлов в это верил, его в 30-е годы горячо поддержал выдающийся британский математик и философ Бертран Рассел. Он был в восторге от того, что Павлов увидел психику в столь примитивной парадигме. Принципы, по которым и машины умные, и люди умные, видимо одни и те же.

- А как вы считаете, возможно ли в принципе кибернетическое бессмертие? Как это может быть реализовано?

- Мотивация бессмертия возникла вместе с появлением кибернетики, это 1948-й год, работы Винера, Эшби, Колмогорова, нашего великого математика. Я сам заинтересовался этой темой в 15 лет, под влиянием выступлений Андрея Николаевича Колмогорова. Примеров бессмертия пока нет, но похоже, что это возможно. Многие из тех, кто занимается созданием искусственного интеллекта, преследуют в том числе и цель индивидуального бессмертия. Ну, неиндивидуальное бессмертие у нас уже есть, потому что каждый человек оставляет какой-то след на этой планете, и этот след может очень долго существовать, и даже вечно. Есть разные формы бессмертия, допустим, когда ты читаешь книгу литературного гения (например, Пушкина), ты превращаешься в того человека, который ее писал. Какие формы примет электронное бессмертие трудно сказать. Есть термин технонавтика, он говорит о том, что человек перейдет в техногенную сферу, но пока что технонавтов среди нас нет.

- Есть знаменитый мысленный эксперимент под названием Китайская комната. Где человек, не зная китайского языка, дает правильные ответы на вопросы лишь потому, что следует определенным инструкциям, выдавая в нужный момент подходящую карточку. Может ли это быть применимо и к искусственному интеллекту, который дает правильные и быстрые ответы, но не имеет полноценного понимания того, о чем его спрашивают?

- Аргумент китайской комнаты — это очень загадочный, чисто математический аргумент, который на самом деле вовсе не имеет смысла. В разработке систем искусственного интеллекта возникло понятие end to end system, то есть мы интересуемся только тем, что на входе, и тем, что на выходе. Нам, честно говоря, неважно, что там внутри происходит. Откуда мы знаем, что такое понимание? Если искусственный интеллект о чем-то просят, и он это правильно выполняет, то процессы, происходящие там внутри, не так важны.

- Если мы делегируем большинство функций искусственному интеллекту, то какое место в новом мире будет отведено человеку?

- Одна из оптимистических точек зрения состоит в том, что мы будем отдыхать и радоваться жизни, а искусственный интеллект будет нас кормить, поить и одевать. Современные конструкции, из которых должен скоро появиться универсальный искусственный интеллект, очень энергоёмкие, затратные. В этом смысле человек намного проще устроен. Возможно искусственный интеллект будет давать нам какие-то задачи, которые мы сможем решать. Скорее всего это будет некий симбиоз возможностей человека и искусственного интеллекта. Если разумно расходовать ресурсы планеты, то можно достаточно мирно жить. Проблемы есть у всех, и у бедных, и у богатых, но не обязательно решать эти проблемы путем сжирания всех вокруг, вместо этого можно просто грамотно оптимизировать жизнь. Есть пространство для улучшения жизни каждому с помощью искусственного интеллекта.

- Сможет ли искусственный интеллект решать глобальные задачи, например, изучение происхождения Вселенной или построение Теории всего?

- Конечно. У меня есть друзья, которые занимаются подобными задачами, и я им долго объяснял, что вы, ребята, очень умные, но искусственный интеллект всё равно будет умнее и додумает все эти теории, ну, может и вам еще поручит какую-нибудь задачку решить. В социалистические времена было два таких понятия: производство предметов потребления и производство средств производства. Создание искусственного интеллекта — это создание средств производства мысли. У искусственного интеллекта совсем другая перспектива во времени, ведь жить-то он сможет дольше нас, соответственно и масштаб времени у него другой. Поэтому вся эта борьба за передел мира ему вряд ли будет интересна. А интересно ему может быть то, что происходит со звёздами, с галактиками, откуда всё это взялось и куда оно идёт.

Беседовала Янина Хужина

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Научная Россия