Иммунные клетки оказались способны стимулировать рост опухоли

Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе обнаружили, что иммунные клетки, которые должны защищать организм от болезней, иногда могут оказывать помощь опухолевым клеткам. Статья об исследовании опубликована в журнале Neuro-Oncology.

Опухоли возникают, когда здоровые клетки повреждаются и начинают бесконтрольно размножаться. Но темпы роста опухоли, как выяснилось, зависят не только от того, как быстро раковые клетки могут делиться, но и от того, насколько быстро их может распознать иммунная система.

Авторы новой работы утверждают, что если прицельно убивать определенные иммунные клетки, можно замедлить рост опухоли мозга у людей с мутацией в гене NF1, кодирующем белок нейрофибромин. Люди с мутацией в этом гене имеют очень много родимых пятен — доброкачественных новообразований — но у них также высок риск развития онкологических заболеваний. Одной из наиболее распространенных таких опухолей у детей является низкосортная опухоль головного мозга, называемая оптической глиомой, которая поражает зрительный нерв, соединяющий мозг и глаз. Некоторые из этих опухолей могут привести к потере зрения.

К сожалению, мутация в гене NF1 — заведомо вариабельное заболевание. Врачи не могут предсказать, какие опухоли будут развиваться у человека, как быстро эти опухоли будут расти, или какие медицинские проблемы они вызовут — все это затрудняет постановку диагноза и назначение лечения для врачей.

Для того чтобы более лучше понять почему некоторые опухоли растут быстрее, чем другие, авторы работы создали пять линий мышей с различными генетическими изменениями в гене NF1 и в другом месте в геноме. Выяснилось, что в трех линиях опухоль начала расти уже через три месяца после рождения. У мышей четвертой линии опухоли начинали появляться только спустя шесть месяцев после рождения, а в пятой линии у 75% мышей вообще не развились опухоли головного мозга на зрительном нерве.

Когда исследователи изолировали клетки опухоли от мышей и вырастили их в чашке, оказалось, что темпы их роста ниже, независимо от того, какую мутацию несли опухолевые клетки. Оказалось, что с общим развитием опухоли у мышей связано присутствие в опухолях двух видов иммунных клеток — микроглии и Т-клеток. Ученые выяснили, что клетки опухоли сами выпускали протеины, которые привлекали иммунные клетки к ним, что обеспечивало ее рост.