Физики объяснили «скачки» при отрывании скотча

Французские физики разработали качественную модель, которая объясняет микроскопические «скачки» клейкой ленты, отматываемой с рулона. Для этого ученые записывали на высокоскоростную камеру, как отклеиваются разные виды скотча, натянутые под различными углами к поверхности.

В результате исследователи выяснили, что амплитуда «скачков» пропорциональна кубическому корню их периода, а скорость изгибной волны, пробегающей по границе скотча, обратно пропорциональна жесткости ленты. Статья опубликована в Physical Review Letters, кратко о ней сообщает Physics, препринт работы выложенна сайте arXiv.org.

Когда вы в следующий раз будете отматывать от рулона скотч, обратите внимание, что этот процесс происходит неравномерно: бо́льшую часть времени липкая лента отклеивается неохотно, но в какие-то моменты резко «прыгает» и отматывается сравнительно большой участок. Физики называют этот процесс макроскопическим проскальзыванием. Интересно, что он происходит даже тогда, когда лента будто бы отклеивается равномерно: в 2010 году группа ученых под руководством Такехару Это (Takeharu Etoh) засняла процесс отклеивания скотча на высокоскоростную камеру и обнаружила, что каждый макроскопический «скачок» разбивается на более мелкие скачки длиной порядка ста микрометров. Более того, линия, которая разделяет свободную и приклеенную части ленты, оказалась не прямой. Вместо этого перпендикулярно ленте бежит сверхзвуковая волна, вдоль которой отклеиваются новые кусочки.

В 2015 году группа ученых под руководством Стефана Сантуччи (Stéphane Santucci) попыталась объяснить этот процесс. Для этого исследователи фиксировали нижний слой скотча, наклеивали на него второй слой и отрывали под прямым углом с помощью моторчика. Процесс отрывания ученые записывали на камеру с разрешением 10 микрометров на пиксель и частотой 525 тысяч кадров в секунду. В результате физики обнаружили, что циклы отслаивания определяются энергией упругих деформаций, которая периодически накапливается и высвобождается около линии отрыва. К сожалению, исследователи так и не смогли разработать модель этого процесса и установить, почему он оказывается нестабильным.

В новой статье физики наконец разрешили эту загадку. Так же, как и в прошлый раз, ученые работали со скотчем 3M Scotch 600 — прозрачной полиолефиновой лентой, покрытой тонким слоем синтетического акрилового клея. Тем не менее, на этот раз исследователи дополнительно пропитывали скотч жестким клеем, что позволяло изменять модуль изгиба ленты почти в два раза. Кроме того, в этом эксперименте физики варьировали угол отрыва, длину ленты и скорость отклеивания. Скорость отматывания составляла 1,8 метра в секунду. Все происходящие процессы ученые записывали на камеру с разрешением 10 микрометров на пиксель и частотой 300 тысяч кадров в секунду.

В результате ученые обнаружили, что амплитуда «скачков» зависит от угла отрыва и жесткости ленты — однако во всех этих случаях она пропорциональна кубическому корню из периода «скачков» (который неявно зависит от параметров скотча). Во время «скачка» по границе свободной и приклеенной части пробегает изгибная волна со скоростью 650–900 метров в секунду. Таким образом, промежуток времени, в течение которого происходит отрыв, длится менее одной микросекунды, тогда как период относительного покоя достигает ста микросекунд.

skotch1.pngЗависимость длины свободного конца ленты от времени. Во врезе приведена характерное изображение, снимаемое высокоскоростной камерой / V. De Zotti et al. / ENS de Lyon

skotch2.pngЗависимость амплитуды «скачков» от их периода для разных углов отрыва ленты (пунктиром отмечена теоретическая зависимость) / V. De Zotti et al. / ENS de Lyon

skotch3.pngЗависимость амплитуды «скачков» от их периода для разных модулей изгиба ленты (пунктиром отмечена теоретическая зависимость) / V. De Zotti et al. / ENS de Lyon

Чтобы объяснить эту зависимость, физики разработали качественную теоретическую модель, которая связывает энергию упругих деформаций ленты и липкого слоя, кинетическую энергию системы и эффективную энергию разрушения клея. Грубо говоря, в этой модели лента приближается пружинкой, которая накапливает энергию, пока не превысит порог, достаточный для разрушения клея, а затем резко ее высвобождает. Поскольку энергия упругих деформаций ленты зависит от жесткости и угла отрыва (то есть радиуса кривизны), эти параметры влияют на амплитуду «скачков» и скорость волны, пробегающей по границе свободной поверхности в момент отрыва. Несмотря на качественный характер модели, она хорошо согласуется с экспериментальными данными.

Далеко не всегда физики занимаются «серьезными» исследованиями, связанными с элементарными частицами, квантовыми компьютерами или необычными материалами. Иногда их работы носят более прикладной характер, а объекты исследований встречаются в повседневной жизни.

Например, в феврале 2016 года французские ученые разработали модель, которая описывает процесс выдувания мыльных пузырей, и связали объем пузырей со скоростью и диаметром потока воздуха, продувающего каркас. В декабре 2017 ученые США, Швеции и Южной Кореи подробно изучили расслоение молока и кофе в латте. В том же месяце физики из Нидерландов рассчитали оптимальные условия для трюка с подбрасыванием бутылки, частично наполненной водой. А в августе 2018 исследователи из Франции и США научились ломать спагетти пополам (обычно макаронины ломаются на три или больше частей).