Этот паук плетет самую прочную паутину. В чем его секрет?

Паутина, пожалуй, является одним из самых удивительных материалов на нашей планете. Только вдумайтесь — у некоторых видов пауков она прочнее стали, способна сильно растягиваться и обладает антибактериальными свойствами. Не удивительно, что ученые со всего мира пытаются как можно подробнее изучить ее строение, чтобы изготавливать надежные бронежилеты и использовать ее для создания роботов.

Самую прочную в мире паутину плетет так называемый дарвиновский паук (Caerostris darwini) и ученым до сих пор не было понятно, каким именно образом он создает такой удивительный материал. Эта тайна, наконец-то, раскрыта.

Ученые уже давно заметили, что паутина дарвиновских пауков в два раза прочнее паутины других видов членистоногих. Ее прочность особенно заметна при попытке порвать нити — в процессе они сильно растягиваются и если длина паутины в состоянии покоя была равна двум метрам, то при растяжении она увеличивается до четырех метров. Было ясно, что в составе паутины дарвиновских пауков есть какой-то дополнительный элемент, но какой именно, до сих пор было неизвестно.

Маленький паук

Сначала стоит рассказать о самом дарвиновском пауке. Этот вид был открыт в 2001 году в Мадагаскаре, но подробным научным описанием обзавелся только в 2009 году. Так получилось, что момент официального признания паука новым видом совпал со 150-летием со дня первой публикации книги «Происхождение видов», в котором английский натуралист Чарлз Дарвин рассказал свою теорию эволюции. Именно поэтому новый вид пауков был назван «дарвиновским».

pauk1.pngДарвиновский паук (Caerostris darwini)

Сами по себе эти пауки очень маленькие — длина самок достигает 18 миллиметров, а длина тела самцов равна примерно 6 миллиметрам. Обычно они плетут паутину над реками и в итоге у них получается липкая и прочная сеть для ловли насекомых. Диаметр такой сетки порой составляет 2,8 метра, причем длина одной нити может достигать 25 метров.

Самый прочный материал

Чтобы узнать, что именно придает паутине дарвиновских пауков такую прочность, ученые извлекли из их тел клетки, которые отвечают за ее выработку. Так как паутина по своей сути является белковым волокном, в ее составе, как не удивительно, были найдены белки под названиями MaSp1 и MaSp2. Они есть в составе паутины практически всех пауков, однако в нитях дарвиновских созданий был обнаружен еще один, дополнительный белок MaSp4. В нем содержится много так называемого пролина, который отвечает за способность материалов растягиваться — это и есть одна из причин прочности паутины.

pauk2.pngПрочная паутина дарвиновского паука

Помимо этого, ученые нашли еще одну особенность дарвиновских пауков, позволяющих им плести такой прочный материал. В отличие от других видов пауков, они обладают более длинными прядильными органами, которые позволяют белковым волокнам соединяться друг с другом прочнее и ровнее. Благодаря упорядоченной и плотной структуре, такая паутина получается максимально прочной и не теряет свою гибкость.

Паучий шелк

Теперь, раскрыв секрет прочной паутины, ученые смогут создать синтетический паучий шелк, пригодный для использования в бронежилетах и медицинском оборудовании. Примечательно, что паучий шелк был открыт еще в древнем Китае и на данный момент цена одного квадратного метра этого материала более 500 000 долларов. Новое открытие не только снизит стоимость паучьего шелка, но и придаст ему дополнительную прочность.

Hi-News