Доказана возможность «кишечного» зарождения болезни Паркинсона

Исследователи из Института клеточной инженерии Университета Джонса Хопкинса экспериментально показали : болезнь Паркинсона может зарождаться в кишечнике и затем по блуждающему нерву постепенно проникать в мозг. Более того, природа идиопатической болезни Паркинсона (то есть болезни с непонятным генезом) оказывается близкой к прионным болезням.

Работу исследователи опубликовали в журнале Neuron.

В 2003 и 2004 годах Хейко Браак изучал заболевание Паркинсона и обнаружил на ранних стадиях тельца Леви — патологические агрегаты белков в клетках-нейронах. В тельцах концентрировались белки альфа-синуклеины. Сами нездоровые нейроны располагались в обонятельной луковице и в дорсальном моторном ядре блуждающего нерва (DMV) продолговатого мозга. Исследователь выдвинул гипотезу о том, что болезнь Паркинсона начинается в кишечнике, а затем «перебирается» по блуждающему нерву в мозг.

Было известно, что фибриллы альфа-синуклеина могут «заражать» здоровые белки и передаваться от клетки к клетке наподобие прионных заболеваний. Предыдущие работы показали, что рекомбинантно синтезированный альфа-синуклеин способен «собираться» в фибриллы (PFF), которые распространяются как в культурах нейронов, так и в живом мозге.

Чтобы проверить гипотезу Браака, ученые вводили мышам PFF в мышцы, обволакивающие двенадцатиперстную кишку — ответвления блуждающего нерва обильно иннервируют эти мышцы. Через месяц фосфорилированный серин обнаружился в альфа-синуклеине в продолговатом мозге. Через три — в среднем мозге и миндалевидном теле, через семь – в переднем мозге и гиппокампе. Параллельно наблюдали симптомы болезни Паркинсона.

Чтобы убедиться, что распространение происходило именно через блуждающий нерв, группу мышей подвергли вагэктомии — пересечению блуждающего нерва. У мышей наблюдали проблемы с аппетитом, зато распространения фосфорилированного альфа-синуклеина не происходило. Вторую контрольную группу животных исследователи лишили возможности синтезировать альфа-синуклеин — подвергли нокауту по гену белка (Snca−/−). Распространения патологической формы не происходило.

Новая работа представляет собой аргумент в пользу «прионно-кишечной» теории развития болезни Паркинсона, который открывает возможные пути диагностики и лечения патологии.