Учёные обнаружили происхождение грибка, который убивает земноводных

Фото: Phys.org

Batrachochytrium dendrobatidis (Bd)* – грибок, который привел к исчезновению многих видов лягушек, жаб, саламандр и других амфибий на нескольких континентах. Он вызывает у земноводных смертельную кожную болезнь хитридиомикоз (chytridiomycosis).

Bd обнаружен во всем мире, но до недавнего времени было неясно, откуда возник патоген. Команда учёных из 38 научных институтов выявила, что родина грибка – Восточная Азия. Результаты опубликованы в журнале Science.

В ходе исследования группа учёных собирала образцы патогенов со всего мира. Исследователи упорядочили геномы образцов и объединили новые данные с геномами предыдущих исследований. В совокупности выборка составила 234 образца смертельного грибка. Ученые проанализировали данные и рассмотрели различия между геномами. Из образцов они идентифицировали четыре основные генетические линии грибка, три из которых были обнаружены во всем мире. Четвертая линия была найдена только в Корее – у лягушек, которые обитают в этой стране.

Результат исследований подтверждает гипотезу о том, что диапазон заболеваний земноводных значительно расширился только за последние 50–120 лет – а не за тысячу, как считалось раньше. Это совпадает с быстрым глобальным ростом межконтинентальной торговли. Ученые считают, что торговля амфибиями в качестве домашних животных непосредственно способствовала распространению патогена по всему миру. Они добавляют, что их работа является веским аргументом для запрета торговли земноводными из Азии из-за высокого риска, связанного с экспортом ранее неизвестных штаммов грибка из этого региона.

Группа подчеркивает угрозу еще одного патогена, опасного для земноводных, который также появился из Азии – B. salamandrivorans или BSal. Он поражает саламандр в Европе. Распространение этого патогена также связано с глобальной торговлей домашними животными-земноводными из Азии.

Ранее мы писали о том, что смертоносный грибок Bd впервые был обнаружен у редких видов земноводных в Индии. Из-за Bd уже исчезли такие виды, как, например, лягушки Дарвина и квакши Ecnomiohyla rabborum.