Цукерберг продает акций Facebook на $13 млрд, чтобы «нашим детям никогда не пришлось болеть»

Марк Цукерберг продает 75 млн своих акций Facebook, чтобы спонсировать амбициозный проект по излечению человечества от всех болезней – в рамках Инициативы Чан – Цукерберга, созданной в честь рождения его первой дочери, Максимы. Фондом заведует жена Цукерберга, лицензированный педиатр Присцилла Чан. Задача – устранить большинство распространенных болезней «еще при жизни наших детей». Многомиллиардный фонд будет объединять большие команды ученых для достижения глобальных задач, вроде построения атласа о характеристиках и задачах каждой клетки в человеческом теле. Работа уже началась.

Заседания совета директоров в Инициативе Чан – Цукерберга (ИЧЦ) сейчас проходят при присутствии основателя «Фейсбука», его жены Присциллы и сооснователя LinkedIn Рейда Хоффмана. Они встречаются каждый квартал, чтобы выбрать новую группу ученых (или одного ученого), которому выделят почти неограниченные ресурсы на развитие его проекта. Ученый приглашается в конференц-зал в Пало-Альто, и после небольшого интервью становится частью Инициативы.

zi86ztfq8vvso0rhwopdvwskfr4.jpeg

Первые такие исследователи были выбраны в начале 2017-го – на привлечение 47 ученых фонд потратил $50 млн. Каждый из них получил финансирование от $800 тыс до $1,5 млн на пять лет, чтобы добиться каких-то результатов. Тема исследования может быть любой – от 3D-принтинга органов до расшифровки человеческого генома. Требование только одно: все результаты исследований должны открыто публиковаться онлайн, чтобы стать общим достоянием человечества.

ggockjfokbruvk3nw7mxvb_ktna.jpeg

В апреле-2017 еще один «счастливый билет» вытащила Маркита Ландри, инженер-химик из лаборатории из Калифорнийского университета в Беркли (который считается лучшим государственным университетом в мире). Её работа касается разработки инструментов для измерения химии мозга – что может помочь бороться с депрессией и другими психологическими расстройствами. Она говорит, на «собеседовании» Цукерберг задал ей всего несколько вопросов: чего в этой сфере она достигла на данный момент, сколько времени нужно для введения такой технологии в обиход, и какое влияние она может оказать на реальные жизни людей. Причем, как оказалось, Марку было важно, чтобы ученая думала не о том, что произойдет в ближайшие недели или месяцы, а мыслила десятилетиями.

py1jmv3mbgw2syvcla8-ffbero0.jpegОбъясняя миссию фонда в промо-видео, Присцилла прослезилась. Марк, как обычно, не проявляет эмоций

Последние проблемы Facebook заставили многих акционеров думать о том, что компании, возможно, настало время сменить руководителя. Уже 18 месяцев Цукерберг находится под ударом из-за вовлеченности сайта в обман избирателей на последних выборах в США (а также из-за похожих инцидентов с выборами в Мексике, Пакистане и т.д.). Когда несколько месяцев назад Марк раскрыл, что он собирается продать 75 млн своих акций Facebook, $13 млрд на тот момент, до марта-2019, чтобы спонсировать фонд ИЧЦ, многие подумали, что «капитан первым бежит с корабля». За этот год Цукерберг уже продал акций на $5,5 млрд, что стало одним из факторов снижения оценки стоимости его компании. Но Марка, по словам друзей, это не волнует: денег у него хватает. А благодаря «двойному классу акций» в Facebook, он может сохранить контроль над действиями компании даже после продажи своей доли.

Чем сейчас занимается ИЧЦ?

За два с половиной года Инициатива Чан – Цукерберга уже набрала обороты. В ней работает 250 человек, которые отбирают заявки и мониторят расходование грантов. Основатель Facebook убежден, что у программы большое будущее. Свою позицию он объяснил на конференц-совещании с инвесторами в 2016-м, когда те начали волноваться по поводу его обещания отдать 99% своего состояния на благотворительность:

На мой взгляд, у нас есть реальная возможность предотвратить, вылечить или взять под контроль все болезни в течение ближайших 100 лет. Особенно это касается сердечных заболеваний, рака, инсульта, нейродегенеративных и инфекционных заболеваний.

Такое заявление тогда критиковали. Как может человек, не имеющий опыта в лечении болезней и не разбирающийся в ситуации, говорить о решении всех проблем с такой легкостью? Но Билл Гейтс, который к тому времени уже спас 6 миллионов африканских детей от малярии, и помог предотвратить болезни у 122 млн людей, горячо поддержал Цукерберга. «Такие слова и такая поддержка – как раз то, что нужно науке».

Основатель Facebook потом тоже поправился. По его словам, он говорил не конкретно о своей инициативе. Разумеется, даже если он продаст все свои акции, один ИЧЦ все болезни за 100 лет не остановит. Но его фонд способен объединять ученых и давать им спокойное безопасное место для проведения своих исследований. Он также поможет сделать информацию более доступной, и создаст глобальную инфраструктуру, которая поможет всем ученым, работающим в сфере биотехнологий.

Например, ИЧЦ – один из главных инвесторов в проект Human Cell Atlas. Это инициатива, цель которой – знать, что делает каждая индивидуальная клетка в человеческом теле. Такой объем данных не под силам собрать ни одной отдельной исследовательской группе. Но есть команды, занимающиеся мозгом, есть ученые, работающие над глазами, мышцами и так далее. Все вместе они могут составить полную «карту» человека, с которой работа над новыми вакцинами и поиск причин болезней станет гораздо проще.

dw9mn15rayccnqr4zyr-cx-ui_a.jpegЛидеры проекта BioHub в рамках ИЧЦ

Другой проект, который начинает давать свои плоды, – $12,5 млн для ученых, работающих над технологиями для центров визуализации. Сканирование рентгеном – прошлый век: теперь человек сможет увидеть свое сердце, свои почки или любой другой орган в режиме реального времени (или в записи), с подсвеченными местами, в которых «не так всё гладко». А врачи смогут намного точнее определять спектр возможных проблем.

Цукерберг лично посещает большинство важных собраний фонда. В том числе два раза в год углубляется в перспективы и темпы развития Human Cell Atlas. Но в остальном фондом управляет его жена, Присцилла Чан. Она в офисах почти ежедневно – два дня в Пало-Альто, три дня в Редвуд-Сити, где у них лаборатория. Она погружена во все проекты, знает, на каком этапе находится каждая научная разработка. Сотрудники ИЧЦ говорят, что её все очень любят, – особенно за то, что она всегда сидит где-нибудь на открытом месте, чтобы каждый мог к ней подойти и поговорить.

rqctiky2vcjxa_y8uw3zktf6tau.jpeg

Фонд, после двух лет попыток, смог заставить команды трех университетов – Беркли, Стэнфорда и Сан-Франциско – работать друг с другом в общем BioHub (там была масса правовых вопросов, начиная от того, кто платит за полив кактусов, и заканчивая тем, какому университету и в каком случае принадлежат права на публикацию научных работ). Но главные инвестиции сейчас идут в отдельные проекты и отдельных ученых. Менеджеры фонда говорят, что здесь, по настоянию Цукерберга, они переняли опыт венчурных капиталистов по поиску IT-стартапов. Ученых выбирают по принципу «человек, не проект». Они ищут «блестящих людей», которые могут сделать прорыв, даже если сейчас у них нет конкретного пошагового плана.

Присцилла Чан, глава и соосновательница ИЧЦ, рассказывает в письме своим сотрудникам:

Мы не делаем ставку на какое-то одно открытие или одно заболевание. В противостояние большим болезням, которые касаются миллионов людей, уже вкладывается много денег, так что наш вклад там будет незначительным. Нам важнее выработать новые стратегии, новые понимания в биологии, чтобы понять, как любая болезнь прогрессирует, и помочь бороться с ними на корню. Я думаю, только так мы сможем фундаментально продвинуть науку, и спасти мир от болезней.

zi86ztfq8vvso0rhwopdvwskfr4_0.jpeg
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (7 votes)
Источник(и):

habr.com