«Стимулятор воображения» поможет восстановиться после инсульта

Российские ученые разработали игровой комплекс для реабилитации пациентов после инсульта. Специалисты в области искусственного интеллекта заменили физические тренировки по восстановлению двигательных функций игрой с воображением, по окончании которой пациент получает возможность двигаться. Результаты были доложены на XIII международной конференции по электромеханике и робототехнике «Завалишинские чтения — 2018», а также опубликованы в трудах конференции.

Для выживших после инсульта характерно поражение той части мозга, которая отвечает за двигательные функции лишь одной его стороны ‒ левой или правой. Между тем, мозг человека очень пластичен и способен восстанавливаться в обход пораженных областей. Тренируясь на игровом комплексе, другие участки мозга со временем могут начинать выполнять функции утраченного.

В рамках нового подхода, прежде чем приступать к тренировкам, невролог и нейрофизиолог проводят стандартные исследования, выявляющие особенности активности мозга пациента. После этого происходит сбор данных о мозговой активности: сначала пациент должен представить, как он двигает рукой, сжимает кисть, а потом постараться совершить эти движения. В этот момент ученые при помощи электроэнцефалографа фиксируют поверхностную активность мозга. По их словам, программа совершенствуется на основе полученных данных с помощью методов машинного обучения. Всего период реабилитации занимает около двух месяцев.

9864c30615e4f1b73a3d9e7defcccca86bf6beee.jpg

69505afdd299c3d0937612a7a745bed248d0e09a.jpgНа фото электроэнцефалограмма на планшете и игра на ноутбуке. Прибор крепится на затылке, он как раз на переднем плане. СПбПУ

Один из разработчиков комплекса, Филипп Гунделах из Института металлургии машиностроения и транспорта (ИММиТ) полагает, что главное преимущество разработки — геймификация.

«Пока в нашем арсенале только одна игра, когда главный герой ходит по саду и срывает фрукты: чем больше правильных «воображений» реального движения, тем больше фруктов он соберет, тем эффективнее будет двигательная реабилитация», — отметил он, подчеркнув, что игра затягивает пациента, он видит реальный результат своих мыслей.

В настоящее время в СПбПУ разрабатывается еще одна игра, в которой герой будет стрелять по объектам. Количество игр планируется увеличить, пациент сможет сам выбирать то, что ему интересно. Клинические испытания аппарата начнутся в июле в Городской больнице №40 (Санкт-Петербург).

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

indicator.ru