Создан гель, залечивающий раны и не оставляющий шрамов

Команда исследователей из Хуачжунского университета науки и технологии разработала гель на основе протеина шелка, который восстанавливает кожу, не оставляя шрамов. Разработка описана в статье для журнала Biomaterial Science.

Шрамы, образующиеся при повреждениях кожи, не только портят ее внешний вид, но и болезненно напоминают о ранах. По этим причинам ученые искали способ залечивать раны таким образом, чтобы не оставалось следов. Команда из Китая утверждает, что нашла решение: серициновый гидрогель.

Гель, использованный исследователями, разработан на основе протеина шелка — они извлекли серицин из шелковых волокон, а затем применили ультрафиолетовый свет и фотоинициатор для поперечной связи белковых цепей. В итоге получился гель, который хорошо прирастает к клеткам и особо не вызывает реакции иммунной системы. Исследователи отмечают, что он также обладает настраиваемыми механическими свойствами. Они пояснили, что гель залечивает раны без шрамов, ингибируя воспаление и стимулируя развитие новых кровяных сосудов. Также выяснилось, что он регулирует факторы роста TGF-β, тем самым направляя стволовые клетки к месту повреждения, что, в свою очередь, стимулирует рост не рубцовой ткани, а новой кожи.

gel.jpgСхематическое описание работы серицинового гидрогеля / © Biomater. Sci., 2018,6, 2859–2870

Исследователи отмечают, что белки, содержащиеся в шелке, обладают естественной биоактивностью. Как они предполагают, это связано с тем, что состав аминокислот шелка схож с составом аминокислот человеческой кожи. Гель не дает бактериям попасть в рану, благодаря чему она может зажить быстрее, чем обычно.

Чтобы выяснить, вызывает ли гель какие-либо нежелательные побочные эффекты, необходимо дальнейшие изучение. Но команда не теряет оптимизма и отмечает, что на сегодня их разработка эффективнее в лечении ран и предупреждении шрамов, чем что-либо другое. Они уверены, что их гель однажды будут применять для лечения ран безопасным и эффективным способом.