Сколково стал первым в России испытательным полигоном беспилотников в сети 5G

-->

«Этой машины еще никто до вас не видел», – заявил на пресс-конференции один из разработчиков беспилотника – автобуса второго поколения «НАМИ-КАМАЗ» 1221 проекта «ШАТЛ». Одного этого хватило бы для отдельно взятой новости.

Новость, однако, заключается не только в том, что накануне в иннограде прессе представили новый беспилотный автобус отечественного производства. Запущен инновационный полигон для испытаний беспилотного транспорта с использованием сети 5G. Это первый практический результат того, что всего полгода назад в Сколково начала работать первая в России открытая опытная зона 5G, заявил первый вице-президент компании «Ростелеком» Владимир Кириенко.

«Ростелеком» и Nokia тогда выступили партнерами Фонда «Сколково». Они же, наряду с производителями и разработчиками беспилотных автобусов, КАМАЗ и ФГУП «НАМИ», приняли участие в церемонии инаугурации «Станции мониторинга» – высокотехнологичной базы для испытаний беспилотных транспортных средств в иннограде.

Федеральный закон о «Сколково» делает такой проект уникальным, позволяя брать на себя некоторые риски, связанные с испытаниями беспилотного транспорта в условиях, приближенных к дорогам общего пользования, заметил старший вице-президент Фонда «Сколково» Кирилл Каем.

Без руля и педалей

Но при чем здесь сеть 5G? Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома», объясняет очень просто. Для испытаний отдельно взятого беспилотника можно обойтись без нее. А вот одновременный выход на дороги нескольких беспилотных транспортных средств уже требует другой скорости передачи данных. Для этого, собственно, и была создана «Станция мониторинга», – совместный проект Фонда «Сколково», ПАО «Ростелеком» и ФГУП «НАМИ». Это высокотехнологичная база, где можно провести полномасштабные испытания и оценить реальные перспективы выведения БПТС на улицы российских городов.

Сеть 5G используется для функционирования системы телематики и передачи информации центральному серверу диспетчерской и обратно. Все решения по текущей обстановке — объезд препятствия, аварийное появление пешехода на дороге вне зоны разрешенного перехода, поддержание полосы движения, соблюдение дистанции и интервалов — принимаются на борту автомобиля.

«Станция мониторинга» включает в себя диспетчерский центр, помещения для хранения и зарядки беспилотных автобусов. Таким образом, компании-разработчики получили возможность наглядно демонстрировать степень готовности технологий, а также в реальных условиях проводить динамические демонстрации беспилотной техники. Во время движения все телеметрические данные беспилотных автобусов, данные параметров движения и видеофиксации в высоком разрешении передаются по сетям 5G в режиме реального времени в командный пункт «Станции мониторинга».

Вполне очевидно, что в отсутствии руля и педалей в машине нет и водителя, хотя на первый случай в автобусе сидел техник с ноутбуком, сопровождавший 11 пассажиров, помещающихся в автобусе. Что он делал со своим ноутбуком, видно не было, но, между прочим, это серьезная проблема, которую еще предстоит решить создателям нового поколения беспилотного транспорта: чем занять человека на борту такой машины? Об этом, в частности, говорил Владимир Кириенко из «Ростелекома» на презентации проекта.

Впрочем, сейчас более актуальными являются задачи иного порядка.

Рычаг для превращения элементов в синтетические технологии

Кирилл Каем, старший вице-президент «Сколково» по инновациям, отметил, что среди почти двух тысяч резидентов Фонда несколько десятков компаний занимаются технологиями, которые применимы в беспилотниках. «Дело в том, что беспилотный транспорт – это не единая технология, – отметил он. – Это синтез совершенно разных подходов, включающих в себя и искусственный интеллект, и новые датчики и механизмы, связанные с интеллектуальным искусственным зрением для распознавания объектов, и новые протоколы связи и компрессии данных. Собирая стартапы в экосистему «Сколково», мы помогаем им сотрудничать между собой и создавать те самые синтетические технологии, которые необходимы для работы беспилотного транспорта».

Самое важное, по мысли Кирилла Каема, это то, что сколковские стартапы получили возможность работать с крупными индустриальными компаниями, которые развивают технологии и выводят их на рынок. Он сравнил подобное взаимодействие с рычагом, без которого многие из технологических разработок стартапов «обречены были бы оставаться элементами», как он выразился.

Кирилла Каема поддержал первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко: «Мы верим в том, что цифровая экономика – это экономика партнерств. – заявил он. – Мы верим в то, что совместная работа крупных компаний со стартапами, с технологическими вендорами дает существенные, значимые результаты. Мы гордимся тем, что зона, открытая в Сколково, даст возможность огромному количеству стартапов протестировать их гипотезы, сделать пробный запуск их разработок, которые могут быть использованы в технологии 5G», – сказал он.

Партнером «Сколково» и «Ростелекома» по созданию пилотной зоны 5G выступила компания Nokia. По словам Маркуса Борхерта, старшего вице-президента Nokia по региону Европа, сегодняшнее событие – это прекрасный пример возможностей экосистемы; различные игроки, партнеры экосистемы – телеком-провайдер «Ростелеком», технологическая компания Nokia, Фонд «Сколково» и стартапы – работают вместе и создают инновации.

«Хочу особо подчеркнуть роль «Сколково»: это идеальная платформа для инноваций», – сказал он.

Что не под силу беспилотникам

На пресс-конференции, предшествовавшей разрезанию красной ленточки, несколько вопросов были заданы о будущем беспилотного транспорта в России и мире, том, когда испытательная стадия перерастет в этап практического использования беспилотников на наших дорогах. Разброс ответов демонстрирует, что здесь мы вступаем на зыбкую почву предположений. Один из участников пресс-конференции даже говорил о том, что в недалеком будущем человек будет пользоваться личным автомобилем примерно так же, как сейчас люди в часы досуга занимаются верховым спортом.

Но один вопрос получил категорический и совершенно недвусмысленный ответ. Пользуясь тем, что «КАМАЗ» представлял вице-президент компании Фердаус Кабиров, в недавнем прошлом легендарный гонщик, двукратный чемпион ралли Париж-Дакар, кто-то из журналистов поинтересовался: «А скоро ли появятся на таких ралли беспилотники?»

До того момента совершенно невозмутимый, Фердаус Кабиров даже привскочил с кресла: «Да вы что, ребята, такого не будет никогда!» Никакое развитие самых совершенных технологий не должно лишать человека возможности испытать себя в экстремальных условиях, считает представитель компании, производящей беспилотные автобусы.

Как показалось, для многих участников мероприятия эта мысль, выраженная в столь яркой, эмоциональной манере, стала весьма утешительной.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 1 (1 vote)
Источник(и):

sk.ru