Предложена стратегия перезагрузки Национальной системы квалификаций

-->

На заседании Рабочей группы Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте России по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров 14 марта эксперты и представители профессиональных сообществ обсудили направления дальнейшего развития Национальной системы квалификаций (НСК).

После принятия в июле 2016 года закона «О независимой оценке квалификации» №238-ФЗ в целом ряде отраслей создана необходимая инфраструктура для управления системой квалификаций, соответствующая требованиям реальной экономики. Большинство инструментов системы создаются в цифровом формате: это касается Реестра сведений о квалификации, программно-методических комплексов разработки стандартов, оценочных средств. Утверждены 1087 профстандартов, в реестр внесены 1256 квалификаций, для 655 из них разработаны тесты в цифровых форматах. 30 советов по профессиональным квалификациям создали 194 центра оценки квалификаций в 51 регионе и в 19 сферах деятельности. Через сдачу профессиональных экзаменов прошли более 9600 человек, 93% из них получили свидетельства о квалификации.

«Мы вступили в новую стадию развития, когда перешли к массовому внедрению ранее предложенных наработок и идей. Внедрение, как бывает часто, идет непросто», — заявил Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций.

По его словам, Национальная система квалификаций требует новых решений, которые позволят двигаться дальше. Нет механизмов замены старых квалификаций на новые, по-прежнему действуют старые системы оценки квалификации на предприятиях и в учебных заведениях.

«Фактически мы живем в двух системах — старой и новой. Должно быть правилом: вводишь новый профессиональный стандарт — убери с рынка старые. С этим согласны и Минтруда РФ, и профсоюзы. Надо дальше обсуждать этот вопрос с Минюстом РФ», — сообщил глава Национального агентства.

Предлагается четырех основных принципа, которые позволят расширить границы НСК. Во-первых, любая квалификация должна иметь свое содержательное описание. Во-вторых, должны быть определены сферы и способы применения квалификаций в государственных (нормативных) или общественных (отраслевых соглашениях) документах. В-третьих, должен быть механизм признания квалификации на основе принципа независимости от образовательной организации и конкретного работодателя. В-четвертых, должна быть обеспечена информационная открытость в цифровых ресурсах.

Национальной системе квалификаций всегда будет тесно в рамках одной процедуры. Нет механизма реагирования на возможные отраслевые особенности, в том числе новых секторов развития или связанных с международными рынками труда. НСК надо действовать не путем исключения, а включать специфические отраслевые системы оценки квалификаций. Надо дать возможность появляться новым сквозным квалификациям, которые, может быть, сразу не готовы к стандартизации. Это требует новых форматов и более простых процедур.

«В первую очередь, мы должны создать дружелюбный интерфейс для всех субъектов рынка труда, чтобы каждый из них смог найти для себя реальную пользу, — резюмировал Андрей Свинаренко, генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО), руководитель Рабочей группы. — Мы должны ориентироваться на обеспечение интересов большинства трудоспособного населения, необходима включенность всего профсообщества. Поэтому предлагаю Национальному агентству организовать еще одно обсуждение с участием представителей всех отраслевых советов по профессиональным квалификациям, которые насытят план первоочередных задач своими предложениями, с тем, чтобы предлагать его Национальному совету. Все решения должны обсуждаться и формулироваться совместно. Одна из идей создания НСК состояла в том, что в системе должно быть разнообразие, не надо всех пытаться в одно прокрустово ложе положить. Мы как раз и собирались на базе Национального Совета или НАРК создать краудсорсинговую платформу — площадку для открытого, сетевого взаимодействия субъектов рынка, которые будут заинтересованы в поддержке проекта и смогут договариваться о ключевых принципах».

«Мы считаем, что уже в ближайшее время Национальный совет по квалификациям должен определиться по дальнейшим направлениям развития», — поставил задачу Свинаренко.

Членам и экспертам Рабочей группы по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям были представлены предварительные итоги проекта, выполняемого Национальным агентством по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО. Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства рассказала о том, что в рамках проекта была разработана методика мониторинга рынка труда в нанотехнологическом и связанных с ним высокотехнологичных секторах. В фокусе внимания — дефициты квалификаций и инструменты их восполнения. Подготовленный инструментарий позволяет определить место независимой оценки квалификации среди практик совершенствования квалификаций персонала предприятий и организаций наноиндустрии. В настоящий момент на основании методики проводится социологическое исследование, которым охвачено более 400 участников — от микропредприятий до среднего и крупного бизнеса. Результаты мониторинга будут использованы для формирования и тиражирования базы лучших практик управления развитием квалификаций.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

РОСНАНО