Популярный антидепрессант стимулирует устойчивость бактерий к антибиотикам

Ученые выяснили, что популярный антидепрессант флуоксетин, который выпускается под несколькими торговыми марками (например, он продается как Прозак), помогает бактериям обретать устойчивость к различным антибиотикам. Результаты исследования изложены в журнале Environment International.

В последние годы многие бактерии, в том числе те, что вызывают различные заболевания человека, все больше привыкают к антибиотикам.

Следовательно, антибиотики становятся менее эффективны. Международная организация здравоохранения считает эту тенденцию серьезной угрозой, так как новые лекарства появляются медленнее, чем микробы успевают адаптироваться к их аналогам, раньше вышедшим на рынок.

Считается, что такие свойства появляются у одноклеточных из-за того, что подобные препараты в слишком большом количестве используют в животноводстве. Другие причины — это недостаточная очистка сточных вод на фармацевтических предприятиях и то, что подобные медикаменты можно купить по всему миру без рецепта врача.

В новой работе сотрудники Квинслендского университета (Австралия) приходят к выводу, что бактерии могут привыкать к антибиотикам не только из-за них самих, но и из-за других лекарств. «Наша предыдущая работа показала, что триклозан — обычный ингредиент зубных паст и средств для мытья рук — напрямую влияет на устойчивость [бактерий] к антибиотикам, — говорит соавтор работы Цзяньхуа Го. — Кроме того, мы решили проверить, могут ли другие фармацевтические препараты, не являющиеся антибиотиками, такие как флуоксетин, вызывать такую устойчивость».

Биологи проводили эксперименты с кишечной палочкой, которую содержали в среде с различными концентрациями флуоксетина в течение 30 дней. Затем их переносили в питательную среду с антибиотиками. Оказалось, что микробы, контактировавшие с антидепрессантом, стали намного менее чувствительны к таким антибиотикам, как хлорамфеникол, амоксициллин и тетрациклин. Причем некоторые из микроорганизмов оказались в 50 миллионов раз устойчивее, чем контрольная группа бактерий, которая не обитала в среде с флуоксетином.

Известно, что организм человека не может переработать около 11% попавшего в него флуоксетина. Это количество антибиотика, как правило, попадает в окружающую среду вместе со сточными водами. «Флуоксетин устойчив и попадает в природу, где высокие концентрации этого вещества могут стимулировать устойчивость ко многим антибиотикам, — подытоживает ученый. — Наше открытие предоставляет серьезные свидетельства, что флуоксетин напрямую приводит к тому, что бактерии через мутации привыкают к антибиотикам».