Органика на Марсе могла быть обнаружена 40 лет назад, если бы использовался иной метод анализа

На днях в журнале в журнале JGR: Planets. была опубликована статья, авторы которой считают, что органика на Марсе могла быть обнаружена еще 40 лет назад. Могла быть, а не была — потому, что методы анализа грунта, используемые зондами серии «Викинг», привели к уничтожению следов органических соединений в отобранных пробах.

«Полное отсутствие следов органики в образцах, собранных „Викингом-1“ и „Викингом-2“ оказалось неожиданностью, поскольку это противоречило представлениям ученых о том, что может быть найдено на планетах и астероидах. Но мы поняли, в чем проблема, после того, как обнаружили следы перхлоратов», — сообщил Кристофер Маккей (Christopher McKay) из Исследовательского центра НАСА имени Эймса (США).

Многие годы ученые спорят о том, где и в каких количествах может накапливаться органика в грунте Марса. Научные дискуссии затрагивают вопрос существования жидкой воды и относительно теплых участков в толще грунта. Все это связано с главным вопросом — возможностью существования жизни на Красной планете.

Несколько лет назад на Марсе была открыта жидкая вода, а также обнаружены следы существования более теплого климата в далеком прошлом планеты. Ну а в июне команда ровера Сuriosity объявила о том, что ученым удалось обнаружить запасы сложной древней органики в одном из булыжников на склоне горы Шарпа. А именно — в кратере Гейл, сейчас ровер работает именно здесь.

Но раз органика на Марсе существует, и не является большой редкостью, почему же ее не обнаружили аппараты серии «Викинг» — посадочные модули «Викинг-1» и «Викинг-2»? Они были весьма совершенны для своего времени. Эти системы благодаря стараниям разработчиков смогли опуститься на поверхность Марса в 1976 и 1978 году. Они же передали на Землю фотографии поверхности Марса и информацию об анализе грунта и его составе. Это были данные, если так можно выразиться, «из первых рук». У «Викингов» были датчики органических веществ, а также набор инструментов и реагентов, которые позволяли обеспечить поиск следов живых организмов в грунте Красной планеты. Как уже говорилось выше, никакой органики «Викинги» не нашли, что здорово удивило ученых. Планетологи того времени считали, что на Марсе должно быть большое количество органики — хотя бы той, то была занесена астероидами и кометами. После того, как все данные были получены, ученые стали спорить о том, куда подевались указанные соединения. По мнению ряда специалистов, они были уничтожены космическими лучами высоких энергий, а также ультрафиолетовым излучением. Кроме того, ученые говорят о наличии большого количества перхлоратов в почве Марса. Это достаточно агрессивные соединения, которые разрушают многие вещества.

Curiosity смог обнаружить органику, поскольку система использовала иные методы изучения проб грунта. Но почему разработчики «Викингов» использовали метод анализа, который приводил к уничтожению органики со 100% результатом? Авторы публикации, о которой говорилось выше, смогла ответить на этот вопрос. Дело в том, что ученые, которые разрабатывали и запускали «Викингов» были просто не в курсе того, что в грунте Красной планеты есть перхлораты. Их, к слову, обнаружил впервые модуль «Феникс» в 2008 году. Поскольку перхлораты химически активны, то они легко вступают в реакцию с органическими соединениями, что приводит к разрушению последних. Насколько можно судить, нагрев проб марсианского грунта в боксах «Викингов» привел к началу цепочки химических реакций между перхлоратами и органикой, в результате чего последняя была уничтожена.

Свою точку зрения исследователи, опубликовавшие указанную в начале поста статью, доказали при помощи довольного простого опыта. Они просто нагрели смесь перхлоратов и органики. Затем были изучены результаты «эксперимента». Оказалось, все следы органических веществ исчезли. В качестве побочного продукта выделялся хлорбензол. И вот как раз его «Викинги» обнаружили — во всех образцах грунта Марса, которые анализировались. Скорее всего, эти зонды полностью уничтожили всякие следы органики, которая содержалась в пробах. И эта досадная оплошность задержала открытие органических веществ на Марсе на целых 40 лет, почти полвека.

habr.com