Найден быстрый и эффективный способ выращивания астроцитов

Он поможет в моделировании и лечении нейродегенеративных заболеваний.

Исследователи из Лундского университета (Швеция) опубликовали работу в журнале Nature Methods, в которой рассказали о методе, ускоряющем выращивание клеток мозга в два раза.

Астроциты — нейроглиальные клетки, по форме напоминающие звезду. Они играют важную роль в синаптических связях между нейронами. В частности, выделяют такие распространенные медиаторы, как ГАМК, АТФ, серин и другие, участвующие в передаче информации между нервными клетками.

Получение астроцитов в предыдущих исследованиях занимало месяц, шведские ученые сократили этот период в два раза. Автор работы Хенрик Ахлениус (Henrik Ahlenius) объяснил разницу:

«Многие использовали эмбриональные стволовые клетки для генерации астроцитов, но их методы имитировали нормальное развитие клеток в организме, что требовало немало сил и времени. Наш метод позволяет получить астроциты всего за одну-две недели»

В своей работе Хенрик Ахлениус и его коллеги показали, что избыточная экспрессия генов SOX9 и NFIB в стволовых клетках человека значительно ускоряет формирование астроцитов. На этом ученые не остановились и продемонстрировали, что их метод поможет в разработке лекарств от нейродегенеративных заболеваний.

159.pngОбычные клетки и клетки болезни Александера, помеченные флуоресцентными маркерами / Nature Methods

С помощью инструмента для редактирования генов CRISPR-Cas9 биологи внедрили в стволовые клетки мутацию, характерную для болезни Александера. Затем они применили новый метод на здоровых и измененных клетках. Мутированные астроциты показали признаки внедренной болезни. По словам исследователей, такое комбинирование технологий позволит быстрее проводить испытания и ускорит разработку лекарств.

Болезнь Александера относится к группе заболеваний, известных как лейкодистрофия. Этот наследственный недуг проявляется у детей до года. Он нарушает метаболизм в астроцитах, что приводит к задержке умственного развития, гидроцефалии и судорожным припадкам.

В июле биологи из Рокфеллеровского университета (США) изучили нейроны в ретикулярной формации и обнаружили те, которые, по их мнению, поддерживают возбужденное состояние центральной нервной системы (ЦНС). Эти клетки научились контролировать сами себя.