На базе петербургского института ядерной физики завершилось создание НИЦ «Курчатовский»

-->

На базе петербургского института ядерной физики имени Б.П. Константинова (ПИЯФ, входит в национальный исследовательский центр «Курчатовский институт») завершилось создание научно-исследовательского центра «Курчатовский».

В научном центре уже ведутся исследования в области ядерной медицины, изучается воздействие радиации на экипажи космических кораблей и самолётов и проводятся радиационные испытания электроники. Медицинские исследования ведутся на базе циклотронного комплекса Ц-80, открытого в марте прошлого года. Циклотрон Ц-80 – это первый и в России протонный циклотрон, который способен генерировать пучки протонов с энергией в диапазоне от 40 до 80 МэВ. Циклотрон будут использовать для протонной терапии злокачественных онкологических заболеваний, в частности, органов зрения: протоны, не повреждая здоровые клетки, воздействуют на злокачественную опухоль. По словам заведующего ускорительным отделом перспективных разработок ПИЯФ НИЦ «Курчатовский» Евгения Иванова, при терапии достигается исключительный эффект: 95% ремиссии, при этом сохраняется орган зрения.

Циклотрон Ц-80 позволяет получить генераторные (материнские) долгоживущие изотопы с периодом «жизни» 1–2 месяца. Затем они распадаются на короткоживущие изотопы, которые используются для диагностики. В настоящее время ученые разрабатывают способы, позволяющие транспортировать радиоактивный препарат в диагностические центры других городов. Также в планах- создание собственного диагностического центра, который позволит проводить ПЭТ-диагностику, и открытие офтальмологического комплекса для лечения онкологических заболеваний органов зрения.

Другое направление работы научно-исследовательского центра – тестирование на протонных стендах электроники для космических кораблей. Как пояснил Евгений Иванов, когда частица (протон, нейтрон или тяжелый ион) попадает в микросхему, то в некоторых ее областях остается заряд. который приводит к ложному срабатыванию микросхемы. Поэтому всю электронику, которая будет отправлена в космос, тестируют на радиационную стойкость. Также в центре будет изучаться воздействие радиации на экипажи космических кораблей и самолетов.

АГНЦ