МикроРНК повлияла на социальное поведение животных

Международная группа исследователей из Марбургского университета (Германия) и Швейцарской высшей технической школы Цюриха в экспериментах на мышах показала, как комплекс из 38 микроРНК влияет на поведение животных. Работа опубликована в журнале EMBO Reports.

МикроРНК открыли в 1993 году, но уже сейчас понятно, что они представляют собой жизненно важный компонент регуляции экспрессии генов. Это некодирующие молекулы РНК, чья средняя длина — 22 нуклеотида. Их обнаружили у растений, животных и некоторых видов вирусов. Они ингибируют трансляцию матричной РНК (мРНК) путем комплементарного спаривания, и именно этот процесс больше всего заинтересовал ученых.

Исследователи изучали кластер из 38 микроРНК, который именуют miR379–410. Он участвует в процессе формирования нейронных связей. Биологи хотели выяснить специфичность его функций и провели опыты на мышах.

Грызунов разделили на две группы. Вторая стала контрольной, а в первой авторы «отключили» miR379–410. Мыши, лишенные работы кластера, проявили больше социальных взаимодействий, чем их однопометники. Это стало первым доказательством того, что комплекс miR379–410 влияет на общественное поведение животных.

krysy1.jpgСхематичное изображение разницы в работе miR379–410 / ©EMBO Reports

Последующее детальное исследование тех и других мышей показало, что у представителей первой группы в гиппокампе образуется больше связей между нейронами, чем у контрольных особей. Более того, специалисты выделили пять мирокРНК из этого кластера, которые могут отвечать за активацию белков, участвующих в механизме синаптической пластичности — в частности, в снижении высокой скорости работы нейронов.

Хотя эксперимент проводился на мышах, авторы предполагают, что miR379–410способен оказывать похожее действие и на человека. Дальнейшие изыскания должны определить справедливость этой гипотезы.