Люди и роботы: стартовал форум Skolkovo Robotics

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

В Сколково проходит международный робототехнический форум Skolkovo Robotics. Открывая его, ректор Сколтеха Александр Кулешов обозначил сразу несколько проблем российской роботехники, главная из которых связана с образованием

«У нас нет ясного определения слова «робот». Роботом называется и программа для торгов на бирже, и дрон, и ассистент врача, и миллион других устройств, которые технологически имеют мало общего, – сказал А. Кулешов. – Я вижу очень мало изменений в развитии роботехники, и самая главная из них в том, что мы остановились на любительском уровне, на уровне авиамоделизма. То, что я вижу сейчас на роботических выставках, напоминает пору моей юности и кружки авиамоделизма».

«Мы не сильно от этого ушли,  – продолжил ректор. – Мы подошли к той стадии, когда в роботов нужно вкладывать серьезный интеллект. Например, в случае с дроном нужно решать множество сложных математических задач. Эти задачи разбиваются на целый класс подзадач. Так, навигация – это консолидация данных, полученных из различных источников. Возникают сложные математические задачи. Чтобы их решать, нужны математики очень высокого уровня с опытом работы в прикладных областях».

Без такой математики роботики не будет, убежден академик Кулешов, но в РФ такие знания получить негде.

«Этому не учат ни в Сколтехе, ни в Физтехе, ни в МГУ, потому что учить некому. Я знаю только одного профессора в России, который может это делать. Ни в одном учебном заведении РФ нет критической массы людей, которые могли бы дать необходимые знания. Это та проблема, которую нужно срочно решать. Без этого мы так и останемся на уровне авиамоделизма»,  – убежден Александр Кулешов.

С ректором Сколковского института науки и технологий во многом согласен его коллега из Иннополиса Александр Тормасов.

«С образованием у нас не очень хорошо, но мы стараемся готовить специалистов, которые могу т решать сложные задачи. Для нас ключевым вопросом является то, куда пройдут те, кого мы готовим. Будут ли они востребованы?».

В университете Иннополиса, по словам ректора, ведутся самые разнообразные разработки по запросам партнеров. В их числе ректор упомяну работы, «связанные со специфическими суставами разной жесткости», и создание беспилотных систем.

Партнёры форума – Сбербанк и VIST Robotics. На стенде компании VIST Robotics, резидента Фонда «Сколково», запланированы прямые включения из Марокко, где проходят испытания беспилотного карьерного самосвала. Ко входу в Технопарк Сколково специально к Skolkovo Robotics подогнали беспилотный грузовик KAMAZ NEO. Это совместная разработка «Вист Групп», материнской компании VIST Robotics, ПАО «КамАЗ» и «Назарбаев Университета».

Сбербанк, в структуре которого в прошлом году появилась лаборатория роботехники, впервые стал партнером Skolkovo Robotics. Как рассказал на пленарной сессии зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов, ключевое для банка в этом отношении направление – сервисная робототехника. «Это лингвистические роботы, роботы, которых мы применяем в кассовых центрах, словом, все, что помогает нам быть эффективнее и успешнее». Большие планы в Сбербанке связывают с беспилотной робототехникой, искусственным интеллектом, big data.

«Нам кажется, что очень много возможностей в той области, которая связана с медициной. На экономическом форуме в Петербурге Сбербанк планирует организовать конференцию и показывать разработки для людей с ограниченными возможностями», – рассказал зампред правления банка.

«Сбербанк» – крупнейшая технологическая компания России, и, следовательно, мы должны вести себя точно так же, как наши конкуренты – Google, Facebook, Amazon; в России – это Yandex, Mail.ru, – считает руководитель робототехнической лаборатории «Сбербанка» Альберт Ефимов. – Чтобы быть конкурентоспособными, мы строим платформу – не только в виртуальном, кибернетическом мире, но и в физическом. Робототехника – это интерфейс между виртуальным и физическим миром; она помогает нам сохранять конкурентоспособность в наших сервисных операциях, будь то доставка ценностей с помощью беспилотников или автоматизация процессов».

По словам А.Ефимова, который в свое время создавал Skolkovo Robotics, поддержка этого форума для «Сбербанка» является важным элементом укрепления сообщества: «В условиях неструктурированного, незрелого рынка сообщество является ключевым фактором успеха любого проекта. Если нет сообщества, банально не с кем работать и неоткуда появляться новым проектам. Поэтому для такой крупнейшей компании, как «Сбербанк», поддержка сообщества самоделкиных, изобретателей, инноваторов очень важна: без него неоткуда будет брать новые идеи, проекты и кадры. Я считаю, что у нашей лаборатории есть три ключевые вещи, которыми мы вправе гордиться. Первое: у нас – лучшие в стране инженеры, работающие в лаборатории, располагающей необходимыми мощностями. Второе: мы, в том числе, и с помощью «Сколково», владеем экспертной сетью, когда мы знаем, у кого и что спросить. И третья очень важная вещь – мы умеем создавать новые точки взаимодействия для генерации новых идей. Как раз такой новой точкой взаимодействия является Skolkovo Robotics, с помощью которой мы видим новые идеи и новые лица».

Старший вице-президент Фонда «Сколково» Кирилл Каем, модерировавший ключевую пленарную сессию «Робототехника. Глобальные вызовы», отметил, что одним из вызовов является то, что человек знает гораздо больше, чем способен выразить традиционными способами коммуникации. В этой связи одной из важных задач робототехники является необходимость формализации нашего мышления, чтобы обеспечить процесс трансфера знаний от человеческого мозга к машине.

Профессор Ли Суён, содиректор Центра исследований искусственного интеллекта в Корейском институте передовых технологий (KAIST), областью профессиональных интересов которого как раз являются способыпонимания скрытых намерений человека на основе мультимодальных данных, считает, что нет какого-то одного пути для реализации этой сложнейшей задачи. Это могут быть функциональная магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, данные сканирования глаз и какие-то иные способы снятия информации о работе человеческого мозга для передачи этих данных роботам.

Эмилио Фраццоли, профессор кафедры динамических систем и контроля Швейцарской высшей технической школы Цюриха, соучредитель и технический директор компании nuTonomy, занимается созданием беспилотной техники. По его мнению, одной из сложностей гармонизации роботов и человеческого общества является несовершенство тех правил, которые устанавливают для себя люди. Допустим, если взять правила уличного движения, они определяют то, как должен вести себя один субъект транспортной системы по отношению к другим. И если кто-то нарушает правила, допустим, проскакивает на красный сигнал светофора, то другой участник движения, врезавшийся в него, при разборе ДТП будет прав. «А что делать роботу, если человек нарушает правила? Хотим ли мы, чтобы робот демонстрировал свою правоту, врезаясь в машину нарушителя?», – задался вопросом швейцарский профессор. В этой связи Фраццоли считает одной из «глупейших идей» проведение теста Тьюринга для беспилотников, то есть обучение машин «человеческому» способу вождения с тем, чтобы робот мог управлять машиной в точности, как человек. Задача, безусловно, в том, чтобы робот делал это иным способом – и гораздо безопаснее. И для этого людям еще предстоит проделать большую работу.

Павел Раснер, профессор кафедры урологии МГМСУ им. А.И.Евдокимова, затронул тему роботов в хирургии. По его словам, на первом этапе взаимодействия с человеком в этой области, роботы выступают как манипуляторы, и в этом качестве они блестяще зарекомендовали себя, примером чему является хирургический робот Да Винчи. Некоторые манипуляции человек-хирург выполняет с помощью машины гораздо лучше. Вторым этапом взаимодействия явилась бы ситуация, при которой робот помогает человеку принимать решения. Вот тут все гораздо сложнее в силу того, что, как говорит д-р Раснер, «каждая операция уникальна». Есть какие-то процедуры, поддающиеся стандартизации, допустим, в стоматологии. В остальных случаях принятие решения безусловно за человеком. «Медицина – консервативная область, и мы должны проявлять в отношении роботизации здоровый консерватизм».

Ситуацию, при которой интеллектуальные возможности роботов сравняются с интеллектом человека, пока трудно себе представить, хотя бы в силу того, что человек располагает 20 степенями свободы, а робот – только одной, говорит Эмир Шапиро, директор лаборатории робототехники департамента инженерной механики Университета имени Бен-Гуриона в Негеве (Израиль).

«Мы не ставим себе цель, чтобы роботы копировали природу, но они должны вдохновляться природой», – сформулировал он свое понимание проблемы.

В любом случае именно человек определяет, каким уровнем самообучаемости должен обладать робот. Однако это не исключает возможности того, что в будущем роботы научаться делать нечто такое, что их создатели были не в силах предвидеть, полагает израильский робототехник.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

sk.ru