Лекарство от диабета оказалось защитой от рентгеновского излучения

Pixnio/Alan English CPA/Flickr

Российские ученые выяснили, что антидиабетическое средство метформин позволяет уменьшить негативное воздействие рентгеновского излучения на организм мышей. В ходе исследования сотрудники Института теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ) РАН изучали выживаемость и частоту повреждений в клетках костного мозга мышей после облучения, а также смотрели на то, как внеклеточная ДНК выводится с мочой облученных крыс. Результаты исследований опубликованы в журнале Mutation Research/Genetic Toxicology and Environmental Mutagenesis.

Метформин — антидиабетическое лекарство, которое обладает также антиканцерогенным и продлевающим жизнь действием. Оно применяется вместе с лучевой терапией опухолей. У этих таблеток доступная цена, поскольку их выпускают десятки фармацевтических заводов.

Ранее в ИТЭБ РАН обнаружили, что метформин помогает старым животным удалять клетки и клеточнык органеллы со структурными и функциональными аномалиями. Это поддерживает здоровье организма в стрессовых условиях. Далее коллектив ученых исследовал, как метформин влияет на выживаемость микроядер у мышей и то, как с его помощью внеклеточная ядерная и митохондриальная ДНК выводятся с мочой у облученных рентгеновскими лучами крыс. Результаты показали, что метформин действует как радиомитигаторный эффектор, то есть повышает выживаемость животных и снижает частоту микроядер только в том случае, если его вводят мышам после облучения. Кроме того, он помогает выводить ДНК гибнущих клеток из тканей облученных животных.

«Результаты наших экспериментов демонстрируют работу метформина как «уборочной машины», способствуя удалению неблагополучных клеток из тканей животных, тем самым обеспечивая повышение выживаемости после действия ионизирующей радиации», — пояснил один из авторов статьи Серажутдин Абдуллаев. В результате ученые пришли к идее, что внеклеточная ДНК быстрее выводится с мочой облученных крыс после введения метформина из-за того, что гибнут клетки со структурными и функциональными расстройствами. Согласно этой гипотезе, благодаря препарату из тканей удаляется больше поврежденных клеток, которые могут быть причиной злокачественной трансформации или развития иной патологии.